Найти в Дзене
Илья Варламов

Кабул, Афганистан: трущобы, бараны и наркоманы

Понял, что не показал вам ещё несколько путевых заметок из моей поездки в Афганистан в 2021 году. В то время там с каждым днём всё становилось менее спокойно. После ухода американцев талибы очень быстро расползлись по стране. За последние дни движение "Талибан" (запрещено в РФ, но с удовольствием ездит в гости в Россию) заявило о взятии сразу трёх региональных столиц – городов Фарах, Пули-Хумри и Файзабад. По оценке Евросоюза, талибы на тот момент контролировали уже 65% территории Афганистана.

Граница с Узбекистаном и Таджикистаном была практически полностью в руках талибов. А захват провинции Бадахшан означал, что к границам Пакистана и Китая они тоже уже вышли. Министр финансов Афганистана Халид Пайенда подал в отставку и сбежал из страны. Это связано с тем, что "Талибан" взял какие-то важные таможенные пункты.

Затем боевики нацелились на Мазари-Шариф, крупный город на севере страны. Правительственные силы уже несколько раз отбивали их атаки. Туда вылетел президент Афганистана Ашраф Гани, чтобы провести переговоры с бывшими полевыми командирами.

Американские военные эксперты, на которых ссылается The Washington Post, говорили, что Кабул может быть взят талибами в срок от одного до трёх месяцев.

На трассах пока висели афганские флаги, но скоро их могут заменить знамёна "Талибана".

Это одно из министерств в Кабуле. На вопрос "Куда все сваливают?" мне ответили, что в здании просто меняют мебель. Но когда город окружён талибами, замена мебели выглядит очень странно.

Афганская паранджа. В деревнях так почти все женщины одеваются, а в городах ходят и просто в платках.

Но в столице идёт обычная жизнь.

Даже коммунальщики что-то ремонтируют.

К горе лепятся трущобы.

По данным ООН, в 2016 году больше 70% населения Афганистана проживало в трущобах. Вряд ли за ситуация сильно улучшилась.

Велосипед – самый демократичный транспорт.

Это такая карусель, что-то типа аттракциона "Солнышко" афганской модификации.

Сточная канава прямо посередине улицы.

Крепость Бала-Хиссар, которая является базой афганской армии, и кладбище у её подножья.

За стеной – военная база, которую американцы оставили афганцам.

С обратной стороны тусят барашки.

Грязное русло реки Кабул

Нормальных тротуаров в городе мало, пешеходы передвигаются по проезжей части. Почти как на Родине!

Необычная мечеть 1920-х годов. Такую архитектуру некоторые называют "афганским барокко".

Кабул, конечно, очень контрастный. С одной стороны, в город хлынули беженцы. Уезжали от войны люди на автобусах и попутках. Добраться до столицы стоит около 500 рублей. Но эти деньги есть не у всех.

На окраине Кабула, в каком-то недоделанном парке, беженцы строят себе лагерь. Ну как "лагерь", просто спят на одеялах. Проезжающие машины дают им хлеб, воду, кто-то привозит еду, но всё это неравнодушные кабульцы. От государства помощи никакой. Да и какая может быть помощь от государства, которое уже само себя защитить не может?

А через дорогу от беженцев – огромное кладбище. Среди могил – десятки согнувшихся фигур. Издалека можно подумать, что это безутешные родственники оплакивают покойника.

Но нет. Это героиновые наркоманы. В последнее время их становится всё больше. Война, нищета, безработица. За те же 500 рублей можно купить 2 грамма героина и на какое-то время скрыться от страшной реальности.

Платный туалет.

Точильщики

Птичий рынок в Кабуле. Птица тут – главное домашнее животное. Собачки и кошечки требуют слишком много места и заботы, а вот попугайчик или куропатка – идеальный вариант. И глаз радует, и поговорить можно.

На крайний случай есть кролики.

Традиционное афганское платье может стоить, например, $650. Для простой афганской семьи это мощный удар по бюджету, но надо ещё на саму свадьбу потратиться. А её проведение может обойтись в несколько тысяч долларов. Ради этого люди влезают в долги, которые потом выплачивают годами. Примерно как у нас, когда родители молодых берут кредит на полмиллиона рублей, чтобы один раз в жизни пустить пыль в глаза родственникам.

Кабул, Афганистан: героинщики, советский Микрорайон и обычная жизнь
Илья Варламов
7 декабря 2022