Найти тему
Блог Ивана Козлова

"НАС ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН"-2

2. Сколько матерных слов вы знаете?

Продолжим наш спор-разговор о Правде, Истории и Литературе.

Итак, Пушкин, «Капитанская дочка». Этот исторический роман вышел в 1836 году, - указание даты важно сейчас. Поскольку в школе его изучают, пересказывать сюжет нет смысла, но надо напомнить некоторые детали. В буран Петра Гринева и его слугу Савельевича спасает от возможной смерти добрый мужичок, доставивший их до постоялого двора, за что и получил в награду заячий тулупчик. Описан спаситель довольно привлекательно… Это был, как вы знаете, Пугачев. В дальнейшем пути Гринева и главного русского бунтовщика пересекаются. Пугачев не раз демонстрирует и человечность, и доброту души, вызывает наши симпатии и безмерную жалость, когда поднимается на эшафот…

Так что же Александр Сергеевич, не знал, кто такой человек, возглавивший «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Еще как знал! В 1833 году, то есть, до того, как появилась «Капитанская дочка», он пишет «Историю Пугачева». Там – факты, где бунтовщики снимают кожу с еще живого генерала, насилуют женщин, расстреливают пленных. Цензором книги выступил сам император. Он внес в рукопись существенную поправку: изменил заголовок. Книга теперь называлась «История пугачевского бунта»: иначе много чести было бы посвящать ее преступнику.

Книга вышла большим по тем временам тиражом в 3 тысячи экземпляров и… осталась не раскупленной. Не смотря на то, что автор, Пушкин, был в зените славы и имя его стояло на обложке.

«Капитанская дочка» вышла через три года после «Истории…», сначала в журнале «Собеседник» и без имени автора. За эти три года произошло многое. Пошатнулся имидж поэта, Белинский вынес ему приговор: «Оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин». Но от «Капитанской дочки» «неистовый Виссарион» пришел в восторг – Пушкин снова велик! А вот почитайте внимательно, что пишет Гоголь: «Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазнёй… Всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её. …На то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде».

Не только самая правда, но даже лучше её… Николай Васильевич знал правду, он читал «Историю Пугачева», и вообще к истории как дисциплине относился очень бережно, можно сказать, скрупулезно, так почему же о «Капитанской дочке» он пишет такой отзыв? Почему популярный в свое время критик А. Скабичевский, автор двухтомника «Критические этюды», биограф Пушкина, Лермонтова, Толстого, отзовется о романе так: «Историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы… в «Капитанской дочке»? Не буду цитировать М. Цветаеву, - и так много цитат приведено и еще будет, но просмотрите, пожалуйста, две ее работы: «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев». Вы найдете ее ответы на эти вопросы. От себя же скажу то, что говорил уже в первой части этого материала, с подзаголовком «Правда – в сказках». Таким, каким изобразил его Пушкин в романе, должен быть Пугачев и войти в нашу память. Таким, как показан Эйзенштейном в фильме Невский, должен быть победитель тевтонов, герой земли русской, и войти в нашу память. А то ведь историки о нем что писали (да и сейчас пишут): Невский фигура в русской истории спорная, он выполнял роль покорного слуги монголо-татар, помогал собирать им дань, на этой почве враждовал с другими князьями…

Не все сверяется с фактами: историки их никогда не трактовали и не трактуют однозначно. О декабристах мы уже говорили: здесь плюс меняется на минус в зависимости от властной политики. Октябрьская революция, Гражданская война, Ленин, Сталин, Колчак, Троцкий, Ельцин – события и фигуры, которые гораздо ближе к нам. Есть им однозначные исторические оценки? Ведь история, согласитесь, это все-таки дисциплина, она не должна мимикрировать, видоизменяться в угоду «курса рубля».

-2

Видоизменяется… Потому задумайтесь над фразой из «Мастера и Маргариты», это там, где Николай Иванович просит Бегемота и Геллу дать ему заверенный документик о том, что он действительно присутствовал на балу у Сатаны: «Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной».

И вправду, не важны числа, не важны вроде бы железные факты, которые со временем можно трактовать как кому-то угодно, и из-за этого такие изменения в жизни и сознании происходят, что…

Тот же Пушкин об этом так написал:

Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! — Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...

И как бы поясняя поэтические строки, дополнил их прозой: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов».

Состоянием нравов, совести и души, как мы уже говорили, ни одна из существующих наук не озабочена. И история в том числе.

Была надежда, что тут в помощь придет литература, но с ней самой происходит что-то очень неладное…

Поговорим об этом в следующий раз, да? И по этой теме вам маленькое задание, необычное. Вспомните все самые матерные слова, которые вы знаете. Хотите на спор, что вы найдете их, без всяких отточий и запикиваний, в отечественной книжке, известного автора, которого в предисловии называют большим русским писателем?

Впрочем, мат – еще не самое страшное, и этот автор не так уж плох, - просматриваются тенденции потревожней… Поговорим?

А пока – до встречи.