Найти в Дзене

Неудачная онлайн-покупка, - а кто отвечать будет?

За последние пять лет число онлайн-покупателей в России выросло почти вдвое, сейчас в интернете не реже двух раз в год покупают примерно 60 процентов городских жителей в возрасте 16-55 лет. Почти 85 процентов из них делают заказы минимум раз в месяц, почти 30 процентов — минимум раз в неделю. Эти данные в своем исследовании развития онлайн торговли за 2022 год приводит Яндекс (исследования проводятся начиная с 2013 года). Однако к сожалению приходится констатировать, что качество товаров, реализуемых через онлайн-сервисы, не всегда отвечает заявленным требованиям.

В своей юридической практике мы практически еженедельно рассматриваем обращения наших клиентов, в которых они сетуют и на качество покупки в интернет-магазинах, а главное на то, что очень сложно получить назад деньги за бракованный товар.

Изображение из открытых источников. Выражаем благодарность его автору.
Изображение из открытых источников. Выражаем благодарность его автору.

Как же быть, если вам доставили, к примеру, утюг с функцией отпаривания, который включили в розетку, он нагрелся, но пар не идет, а курьер, который этот товар доставил уже ушел? Какие шаги нужно предпринять, чтобы получить назад деньги за товар ненадлежащего качества или получить другой аналогичный утюг, но полностью работающий?

Казалось бы, ответ очевиден, - нужно обратиться к тому, кто доставил (или, как обычно считается, продал) товар. Но не все так однозначно!

Маркетплейс (от англ. online marketplace, online e-commerce marketplace) электронная торговая площадка – платформа электронной коммерции, интернет-магазин электронной торговли, представляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, доставил гражданину, оформившему онлайн-заказ утюг.

А в качестве кого выступил конкретный маркетплейс? Он кто, - продавец или посредник между потребителем и продавцом? Должен ли интернет-магазин нести ответственность за некачественный товар?

Предлагаем, как следует в этом разобраться.

В подавляющем большинстве случаев, маркетплейс (иначе его еще называют агрегатор) это посредник, благодаря которому продавец и покупатель могут найти друг друга, т.е. интернет-магазин — это площадка, на которой есть возможностью выбрать и сравнить товар, заказать и его оплатить. Но иногда маркетплейс на сайте предлагает свои товары или услуги, то есть становится продавцом. Чтобы понять в качестве кого выступает маркетплейс в конкретной ситуации, рекомендуем внимательно ознакомиться с «карточкой товара».

Предлагаем обратить внимание на коллаж из карточек товара, в котором стрелочками указано, кто именно выступает в качестве продавца утюга с функцией пара. В одном из случаев им является сам маркетплейс, а в остальных агрегатор лишь посредник между продавцом и покупателем.

Коллаж составлен на основе информации из открытых источников.
Коллаж составлен на основе информации из открытых источников.

Очевидно, что если продавцом выступил сам агрегатор, то в случае получения товара ненадлежащего качества, претензии нужно адресовать ему. Во всех остальных случаях, лучше не тратить время и не питать иллюзии, а сразу обращаться к продавцу товара. Что можно потребовать от продавца? Подробно ответ на этот вопрос содержится в статье 18 ФЗ №234-ФЗ от 25.10.2007г. «О защите прав потребителей»:

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка товара.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Куда же именно направить претензию, чтобы ее рассмотрение не растянулось на долгие месяцы?

Ответ на этот вопрос мы находим в пункте 21 постановления Правительства РФ №2463 от 31 декабря 2020 года «О правилах торговли», данный пункт гласит: продавец должен довести до потребителя информацию, в какой форме и каким образом подавать претензию. Если же продавец не указал способ отправки претензии, то подавать ее можно любым способом и по любому каналу связи.

Следовательно, необходимо вновь обратиться к карточке товара, размещенной на сайте интернет-магазина, посмотреть там адрес продавца и именно по нему направить свою претензию.

Очень надеюсь, что приобретённые вами товары в интернет-магазинах всегда будут надлежащего качества, однако если столкнётесь с недобросовестным продавцом, то, не тратя зря свои нервы и время, вы сделаете правильные шаги, и сразу обратитесь к тому, кто обязан отвечать перед вами.

Если же ваша претензия продавцом будет проигнорирована, то опытные юристы ООО «Объединение ПРИАМ&студия И2» эффективно помогут защитить ваши права.

Благодарю за внимание!

Не забудьте подписаться на канал и оценить статью, поставив внизу "лайк", если она вам была полезной или интересной.

автор И.С. Самойловская, юрист

управляющий партнер ООО «Объединение ПРИАМ&студия И2»

e-mail: info@priam-i2.ru тел. +7 968 866-0862