Найти тему
Черный Крест

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Оглавление

Программа партии социалистов-революционеров (далее – СР) содержит в себе обширную вводную часть, посвящённую проблемам эксплуатации рабочих и развитию эксплуататорских капиталистических отношений, пункт, посвящённый реформе в политической и правовой области и пункт, посвящённый реформе в народно-хозяйственной области, который подразделяется на пять подпунктов.

А). ВВЕДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение программы партии СР имеет строго антикапиталистический характер. Это наглядно видно в самом начале программы партии:

«…рост власти человека над природой происходит в современном обществе при условиях буржуазной конкуренции разрозненных хозяйственных единиц, частной собственности на средства производства, превращения их в капитал, предельной экспроприации непосредственных производителей или косвенного подчинении их капиталу. По мере развития этих основ современного общества, оно все резче распадается на класс эксплуатируемых тружеников, получающих все меньшую и меньшую долю созидаемых их трудом благ, и классы эксплуататоров, монополизирующих владение естественными силами природы и общественными средствами производства»

Такую позицию можно объяснить тем, что партия СР являлась наследницей народнической идеи «крестьянского социализма».

Несмотря на критику капитализма, СР также учитывают его положительные стороны:

«Взаимное отношение между этими положительными и отрицательными сторонами современного хозяйственного развития различно как для различных отраслей производства, так и для различных стран. Сравнительно благоприятное в высших отраслях индустрии и странах классического капитализма, оно становится все менее и менее благоприятным в других отраслях промышленности, в особенности же земледелии, и в целых странах, менее благоприятно поставленных в международной экономической борьбе»

Однако как мы видим, в тоже время СР указывает, что капитализм сказывается негативным образом на сельском хозяйстве, что также является свидетельством того, что партия преследует идею «крестьянского социализма», следовательно, видит свою опору в крестьянстве.

Свою роль защитников эксплуатируемых, СР также объясняют во введении программы:

«Партия социалистов-революционеров в России рассматривает свое дело как органическую составную часть всемирной борьбы труда против эксплуатации человеческой личности, против стеснительных для ее развития общественных форм, и ведет его в духе общих интересов этой борьбы, в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности»

Тут можно проследить, что СР ставит себя как защитниками не только крестьян, но и всех рабочих, что расширяет аудиторию партии.

В продолжение идеи о защите эксплуатируемых СР выступают за защиту коллективной традиционной формы крестьянского хозяйства:

«Поскольку же буржуазно-капиталистические формы суживают, ограничивают и извращают развитие коллективных форм труда и общественных производительных сил – постольку современное хозяйственное развитие обнаруживает свои отрицательные разрушительные стороны: анархию товарного производства и конкуренции; бесплодное расточение в ней хозяйственных сил; кризисы, потрясающие народное хозяйство в самых его основаниях; рост эксплуатации, зависимости и необеспеченности рабочих масс; разлагающую все моральные устои власть денег; своекорыстную борьбу всех против всех за существование и привилегированное положение»

В этом положении прослеживается упор на потребности крестьянства, который выражается в защите коллективной формы собственности, как стремление к социальной справедливости.

Б). РЕФОРМА ПУНКТА «А» ПРОГРАММЫ

Первую политико-правовую реформу, которую предлагали СР – реформа создания федеративной республики с правом наций на самоопределение:

«Установление демократической республики, с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями; признание за ними безусловного права на самоопределение»

Данное положение можно интерпретировать, как попытку завоевать голоса малых народов с одной стороны, так и предоставление им социальной справедливости, гарантируя право на самоопределение, с другой стороны.

Демократический характер политико-правовых реформ прослеживается в предложении изменения процедуры выборов:

«…прямое, тайное, равное, всеобщее право голосования… без различия пола, религии и национальности…»

О приверженности демократическим ценностям говорят следующие предложенные реформы:

«…полная свобода совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов…»

Политико-правовые изменения СР предполагали и установление светского государства:

«…полное отделение церкви от государства и объявление религии делом каждого…»

Подытожив данные программные заявления, можно сделать вывод о том, что в этих заявлениях скрываются следующие потребности: дальнейшая демократизация политической сферы и получение больших политических прав и свобод.

В). РЕФОРМЫ ПУНКТА «Б» ПРОГРАММЫ

Первый пункт реформ в народно-хозяйственной области содержит в себе множество предложений по усовершенствованию рабочего законодательства с учётом охраны здоровья рабочих:

«…установление законодательного максимума рабочего времени сообразно нормам, указываемым научною гигиеной…»
«…законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли, сообразно требованиям научной гигиены…»

Второй пункт реформ в народно-хозяйственной области касается аграрной политики, наиболее главная реформа, которую предлагали СР – реформа социализации земли:

«…партия будет стоять за социализацию всех частновладельческих земель, т.е. за изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократически организованных общин и территориальных союзов общин и на началах уравнительного пользования…»

Третий пункт реформ в народно-хозяйственной области касается финансовой политики, СР выступали за введение прогрессивной шкалы налогообложения и отмену косвенных налогов:

«…В вопросах финансовой политики партия будет агитировать за введение прогрессивного налога на доходы и наследства…»
«…за уничтожение косвенных налогов (исключая обложение предметов роскоши), покровительственных пошлин…»

Четвёртый пункт реформ в народно-хозяйственной области касается предоставления населению социальной гарантии в виде бесплатной медицины, «коммунальных» услуг и муниципальной собственности:

«В вопросах муниципального и земского хозяйства партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб (бесплатная врачебная помощь, земско-агрономическая организация, коммунализация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т.п.)…»

Пятый пункт реформ в народно-хозяйственной области касается вопроса национализации. Он кажется наиболее интересным, так как СР отказываются от радикальной национализации и называют её госкапитализмом:

«Что же касается до различных мероприятий, имеющих целью национализацию еще в пределах буржуазного государства тех или иных отраслей народного хозяйства, то партия социалистов-революционеров сможет пойти им навстречу лишь тогда и липа постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путем зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Вообще же партия социалистов-революционеров предостерегает рабочий класс против того “государственного социализма”, который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же – своеобразным государственным капитализмом…»

Через все положения программного пункта Б проходит красной нитью идея о предоставлении тех или иных социальных гарантий трудящимся, что не может не говорить о потребности в социальном государстве, каким Российская Империя не была.

Что касается последнего положения, то оно еще раз указывает на то, что партия СР делает упор на защиту трудящихся (рабочих и крестьян) от государства, которое, по мнению СР, в случае национализации будет иметь рычаги давления на рабочий класс, таким образом, как мы бы сказали современным языком, прослеживается потребность в гражданском обществе.