Гимилькон Фамея: карфагенский перебежчик
Одним из карфагенских полководцев (и возможно самым талантливым) во время Третьей Пунической войны был загадочный Гимилькон (у Полибия – Гамилькар) Фамея. Античные авторы, писавшие об этой войне, высоко оценивали военные таланты Гимилькона.
Во время кампании 149 года до н.э. римские легионы под командованием консулов Манилия и Цензорина безуспешно штурмовали Карфаген. Фамея и его всадники находились за стенами города и при случае совершали дерзкие нападения на римлян.
После одного из штурмов войска Цензорина отправились через болото, лежавшее рядом с городом, добывать лес для осадных машин. Там они были атакованы конницей Гимилькона Фамеи. Римляне потеряли около 500 воинов и много оружия. Но, как пишет Аппиан Александрийский, добыть некоторое количество древесины римляне все же смогли. Возможно, после первого удачного нападения всадники Фамеи отступили, чтобы не ввязываться в бой.
После неудачных штурмов консулы приступили к опустошению страны. Фамея и его кавалеристы нападали на римлян, отправлявшихся добывать провизию или рубить лес. Согласно Аппиану и Полибию, всадники не решались нападать только на отряды, которыми командовал военный трибун Сципион Эмилиан. Полководец всегда вел легионеров в строгом боевом порядке. Еще одной удачей Фамеи стало нападение на римское войско, возвращавшееся из неудачного похода против пунийских войск за стенами города.
В 148 году до н.э. Сципион продолжил участие в войне как военный трибун. Сначала он по поручению римского правительства прибыл ко двору умирающего царя Нумидии Масиниссы и разделил царскую власть между его тремя сыновьями. Один из них, Гулусса, со своими всадниками присоединился к римской армии. Нумидийцы Гулуссы успешно противостояли набегам всадников Фамеи.
Однажды Фамея и Сципион со своими отрядами оказались напротив друг друга, разделенные ущельем. Полководцы выехали вперед и начали разговор. Сципион убеждал Фамею, что дело Карфагена проиграно. Но тот может спасти хотя бы себя, если перейдет на сторону римлян. Пуниец сказал, что подумает.
Вскоре один из нумидийцев принес Сципиону письмо с приглашением на тайные переговоры. Во время второй встречи Фамея заверил Сципиона, что доверяет его обещаниям неприкосновенности, а римлянам предоставляет наградить его за смену стороны.
После этого Фамея собрал своих всадников как будто для битвы и пригласил командиров отрядов для совещания. Он сказал им примерно то же, что ему говорил Сципион: дело Карфагена погибло, но они могут позаботиться о личном спасении. Фамея убеждал их, что получил гарантии неприкосновенности для всех, кто перейдет на сторону Рима.
Часть командиров последовали за Фамеей. Аппиан называет число перебежчиков – 2200. Остальные остались верны Карфагену. Аппиан называет имя полководца, сохранившего верность городу – Ганнон Белый, и это единственное упоминание о нем на страницах истории.
После этого всадники Фамеи присоединились к римскому войску. В конце кампании Сципион и Фамея отправились в Рим. Гимилькон был щедро награжден за смену стороны: пурпурное одеяние с золотой застежкой, конь с золотой сбруей, полное вооружение, 10 тысяч серебряных драхм, 100 мин серебра, шатер. Предположительно к этому прилагалось и римское гражданство.
Перебежчику пообещали еще, если он продолжит участие в войне. Фамея отправился в Африку воевать дальше. Но источники больше ничего не сообщают о судьбе перебежчика.
Иллюстрация: Осада Карфагена
История карфагенского военачальника Гимилькона Фамеи — в эфире новая серия цикла "Предатели и перебежчики"! Подписывайтесь.
2 минуты
5 прочтений
16 июля 2023