Найти тему

"Огни во тьме’ освещают, как великие целители облегчают душевные страдания



Морально и духовно опустошенный после пережитых ужасов Первой мировой войны, британский поэт Зигфрид Сассун лечился от душевных ран в военном госпитале. Он написал стихотворение для своего психотерапевта, в котором были такие строки:

Костры, которые ты разводишь в темноте; высокие трепещущие языки пламени
В огромном полуночном лесу неизвестности

Кей Редфилд Джеймисон взяла название своей новой книги "Огни в темноте" за яркое изображение Сассуна о том, как медицинский психолог, терапевт и антрополог У.Х.Р. Риверс лечил свои психологические раны на войне. Джеймисон использует труды обоих мужчин, чтобы исследовать терапевтические отношения Сассуна с Риверсом. Их история является частью более глубокого исследования того, как можно исцелить психологическую боль и что нужно для того, чтобы стать великим целителем. Джеймисон трогательно пишет на самые разные темы - от работы древнегреческих храмов исцеления до невзгод медсестер Первой мировой войны, столкнувшихся с ограничениями в исцелении изуродованных тел и умов солдат.
Джеймисон, сама психиатр, ранее писала о своем личном опыте борьбы с биполярным расстройством, который послужил основой для этого литературного путешествия к исцелению (SN: 4/8/00, стр. 232).

С самого зарождения человечества определенные люди, сочетающие в себе неотразимые личности, твердый характер и превосходные навыки общения с людьми, выделялись как целители того, что Джеймисон ранее называл “беспокойными умами”.

Эффективные целители сопровождают страдающих на пути к хорошему самочувствию, пишет она. Инструменты исцеления включают в себя умелое использование внушения, исповеди, воспоминаний, ритуалов и лекарств. Целители находят способы дать утешение и надежду, позволяя своим раненым подопечным заниматься осмысленной работой и находить цель в жизни.

Эта тема находит отражение в рассказе Джеймисона о том, как Риверс относился к Сассуну, чьи военные реакции сегодня можно было бы диагностировать как посттравматическое стрессовое расстройство. Будучи антропологом, Риверс узнал о ритуалах исцеления и сверхъестественных верованиях различных культур и был их свидетелем. Он писал, что “психотерапия, по-видимому, является старейшей отраслью медицины”.

Риверс поражал коллег и тех, к кому он относился, как к сильным, но заботливым, требовательным, но отзывчивым. Сассун написал, что Риверс понравился ему и он доверял ему уже через несколько минут после знакомства с ним. Выслушав рассказ Сассуна о его травматическом опыте войны, Риверс сосредоточился на памяти и воображении солдата как ключевых элементах исцеления.

Риверс призвал Сассуна использовать поэзию, чтобы увековечить память друзей и солдат, которыми он командовал, но которые не выжили. По мере того как накапливались стихи, посвященные воспоминаниям и скорби, Сассун достиг определенной степени контроля над ужасом и тщетностью войны. Испытывая чувство вины и ответственности за солдат, все еще сражающихся, Сассун вернулся на войну.

Психотерапия, практикуемая Риверсом, уходит корнями в силу внушения, которой тысячелетиями ранее владели священники и колдуны, пишет Джеймисон. Древние египтяне и греки, например, обращались к врачам-жрецам, которые проводили ранние виды хирургических вмешательств, произносили заклинания против вызывающих болезни духов и использовали магические заклинания, чтобы усилить реакцию пациентов на лекарственные снадобья.

Джеймисон включает увлекательное описание древнегреческих храмов исцеления, которыми управляли последователи Асклепия, бога медицины. В местах, спроектированных как мирные убежища, люди с психическими расстройствами получали специальную травяную мазь, приготовленную из импортных ингредиентов. Страдальцам предлагалось входить в медитативное или гипнотическое состояние и рассказывать свои сны храмовым целителям. Рекомендации по лечению, основанные на содержании сновидений.

По словам Джеймисона, сегодня терапевты практикуют целый ряд чисто светских техник, хотя они все еще восходят ко временам Асклепия. Научно обоснованные подходы основаны на проверенной временем потребности терапевтов завоевывать доверие клиентов, развивать самопонимание и надежду на улучшение (SN: 11/5/05, стр. 299). Это более верно, чем когда-либо, в эпоху, характеризующуюся хорошо финансируемым продвижением лекарств и мозговых технологий, а не просто “разговоров” как ключей к преодолению психических проблем.

Еще в 20 веке, пишет Джеймисон, врачи-психиатры подчеркивали общие особенности психотерапии, способствующие исцелению. Психиатр и психолог Джером Франк, например, убедительно утверждал в книге 1961 года, что любая успешная форма психотерапии противодействует деморализации тех, кто воспринимает мир как хаотичный.
Джеймисон также рассматривает примеры целительной силы музыки, искусства, драмы и общественных ритуалов памяти. Она включает в себя трогательную историю о том, как благодаря капеллану англиканской армии останки Неизвестного воина были похоронены в Вестминстерском аббатстве в 1920 году на церемонии, которая уменьшила послевоенное горе людей по всей Британии. Целителям часто бывает трудно понять, почему их усилия иногда разжигают огонь в темноте, а иногда заканчиваются ничем. Истории Джеймисона об исцелении описывают процесс, который все еще зарождается в огромном полуночном лесу неизвестного Сассуна.

Покупайте "Огни в темноте" у Bookshop.org . Научные новости - это Bookshop.org присоединяйтесь и будете получать комиссию за покупки, сделанные по ссылкам в этой статье.