Найти тему
Учитель гармонии

Учимся музыке всерьёз: а должно ли быть легко? Или всё-таки трудно?

Вспоминаю, напрягал меня один момент в моём детском музшкольном сольфеджио. Нет, серьёзно, это было бредово! Учительница - любимая, всегда такая тонкая и корректная - закрывала руку и клавиатуру книгой при диктовке.

До меня решительно не доходило, зачем. Одноклассники настырно вытягивали шеи, дабы поглядеть. А мне что? Ну ноты и ноты. Слышу, пишу, с ритмом разбираюсь, с формой. Слышу ровно то, что играется, - без вариантов. В общем, не бей лежачего.

Когда поступила в "мерзляковские" теоретики - шустренько так прониклась методической мощью системы. Квест "Нагрузи абсолютника", рассчитанный на четыре года, незабываемо искрился и матерел с каждой неделей. Природные слухачи, мы росли как на дрожжах - но, признаться, через боль.

Легко? Опасность! Скорее всего, неверно рассчитаны требования. Нет учёбы без преодоления. Зачем топтаться на месте? Ах, как же важен контекст группы, насколько действенно сильное окружение!

Когда меня спрашивают на перспективу, рекомендую ли я поступать к нам в АМУ при МГК или "остаться дома", - стараюсь честно обозначить все плюсы и издержки. "Первый парень на деревне" - сомнительная роль. Плавали, знаем! Недостаток объективной информации - скользкий момент в "спокойных" училищах.

А между тем, скоро 20 лет, как я в штате "Мерзляковки". Не люблю контрольные диктанты на старших курсах! Сильно, прямо скажем, недолюбливаю... Такая печаль. Студенты кучкуются вокруг "источника": хорошо, если таковой в наличии. Случаются группы и без лидера по сольфеджио. Всех знаю как облупленных - кто пишет, кто стреляет, кто номер отбывает, кто истово выслушивает интервалы, кто отчаялся. Бывает, спрошу у педагога по специальности: мол, что делать будем? Леночка вся извелась, но так и не слышит... А в ответ: "Ха, зато насколько ж моторно сильна! Редкостные пальцы!"

Вот ведь, порой и грустишь с ребятами заодно. "Отчего вам трудно?" Всех-то проблем - высоту прочухать. Ан нет. Есть у нас кто даже петь страшится. Сольфеджио и комплексы - "вещи несовместные". Сложно. Жалко. Тупиково.

С сыном Петькой бьёмся в настольный теннис. По соседству, на воркаут-площадке, парни и девушки пашут под колонку. Песенки чёткие, стильные - не отнять. "Ну, мама, тут фа-диез минор натуральный, потом мелодический, в третьем куплете до соль повысят. Мама, можно я быстренько нотами спою? Классные скачки..."

Эй, мама, дурочка, не умиляйся! Держи ухо востро. Кто его знает, какие ещё ловушки впереди? Затаись.

Ладно, мама? Ты усекла?