Очень много комментариев читаю, в которых вы восхищаетесь смелостью наших моряков их бесстрашием перед стихией и пучиной, перед врагом. У меня есть некоторые мысли на этот счёт.
Секрет бесстрашия перед стихией
Условия плавания на парусных кораблях прошлых веков сегодня можно сравнивать с условиями воздухоплавания на крупных авиалайнерах. Не зря воздушное пространство называют Пятым океаном. Пока океан спокоен и ветер попутный, плавание на паруснике не представляет особого труда. Ставь все паруса и держи курс. Но если ветер боковой или, что ещё хуже, встречный, то приходится лавировать. Это требует от команды большой слаженности в управлении кораблём, как рулём, так и парусами. Бравые моряки этому обучены. Когда на море шторм, а в океане он может быть очень страшным, то тогда от всей команды требуется полная самоотдача.
Работа начинается задолго до начала бури, когда её неизбежность уже определена. Необходимо закрепить все грузы, задраить все люки и служебные отверстия, убрать все лишние паруса. Так матросы все находятся наверху, на верхней палубе, на мачтах и реях. Когда буря разродится в полную силу, то действовать нужно быстро. Так как волны могут быть высотой больше размеров самого корабля, чтобы его не опрокинуло нужно корабль держать носом на набегающую волну. Для этого одного руля мало. Для достаточной управляемости необходимо иметь малые паруса и следить, чтобы их не сорвало. В сильном шторме, а тем паче при океанском тайфуне речь идёт о выживании.
Здесь от слаженности команды и от правильных действий каждого матроса зависит их жизнь. Секрет бесстрашия прост. В такие моменты необходимо выполнять приказы и делать всё быстро и точно, всю свою работу самым лучшим способом. Я думаю, в таких условиях места для страха просто нет. Каждый сосредоточен на своём деле. В результате корабль более-менее успешно выходит из любого шторма. Но если команда поддастся страху, то все непременно утонут. С другой стороны, были чудесные случаи, о которых я писал. Как например: при сильной качке корабля троих матросов, бывших высоко на мачте, просто выбросило в море как из катапульты, но следующей набегающей волной их забросило обратно на корабль! Что это, как не дань храбрости морякам от самой Стихии.
Почему я сравниваю парусники с авиацией, потому что в воздухе тоже могут случаться похожие ситуации, когда от человека требуются все его силы и знания, чтобы выйти с честью из сложившейся ситуации. Сегодня все пилоты отрабатывают внештатные ситуации на специальных полных полётных симуляторах - тренажёрах (5D). Эти тренажёры выполнены так, что создаётся полное впечатление, что находишься в реальном полёте на реальном самолёте, включая все перегрузки. Вот на таких тренажёрах проявляются все человеческие качества, умения и опыт. И прорабатывая очередную внештатную ситуацию, которая может закончиться катастрофой, делаешь всё возможное, применяешь все свои знания, и тут так же, просто нет места для страха.
В реальной жизни большинство полётов гражданских лайнеров можно сравнить с плаванием в безмятежном море. Но это не значит, что в воздухе не бывает штормов. Иногда приходилось сталкиваться со штормами в воздухе, которые проявляют себя не меньше чем на море. Я имею в виду грозовые фронты. Конечно, по инструкции все грозовые фронты следует облетать стороной, но не всегда так получается. И вот тогда приходится действовать с полной самоотдачей. Иногда даже казалось, что время замедляется, тогда за минуту можешь сделать то, на что в обычной обстановке ушли бы десятки. Страх есть, но нет для него времени. Он ощущается уже тогда, когда всё опасное позади.
Секрет бесстрашия в бою
Отчасти то же самое происходит и в бою, когда отважные моряки берут на абордаж вражеский корабль, или солдаты штурмуют крепость. Самое страшное в данной ситуации идти первым. Ведь по логике, это явная смерть. Те, кто пойдёт за тобой будут уже в более выгодном положении, им уже не так страшно. Но ведь всегда есть первые, кто лезет по канату на вражеский корабль, или поднимается по лестнице на стену крепости. Какой же здесь секрет бесстрашия? Наверно и в данном случае нет место страху, но есть осознание долга и есть время только на совершение четких действий. И в данных ситуациях случались чудеса, когда пуля или сабля попадала в медальон и противник оказывался повержен, а обречённый на смерть выживал. Мало кто понимает, что его спасло его же бесстрашие. Конечно после этого такого воина считали героем.
Но страх, и в первую очередь, страх за свою шкуру в любой опасной ситуации может быстрее привести к смерти. Таких примеров тоже не мало. Взять хотя бы того же Головнина с Хлебниковым и господина Мура. Находясь в плену и не зная своей участи, одни повели себя героически, пытались бежать, но не сдавались и, в конце концов вышли с честью из плена. Другой же предал своих товарищей, хотя это ему никак не помогло, но в последствие, угрызаемый своей совестью, человек застрелился.
Поэтому в любой сложной ситуации нельзя опускать руки, но нужно проявлять смекалку и бороться до конца. И тогда мы все выйдем из любых невзгод победителями. Наши истории своими многочисленными примерами доказывают мои слова. Давайте, как и наши предки будем смелыми и докажем всем, что мы не лыком шиты!