ВОСПЕВАЯ КЕДРЫ СИБИРИ
Александр Попов из села Старый Искитим, мастер-резчик по дереву, не раз отмечен наградами как абсолютный корифей своего дела
Строго, щедро, по-сибирски
– Я родился в Сибири, в горной Шории, в красивейшем кедровом крае. Наверное, все слышали о прекрасной сибирской тайге, ее богатстве и разнообразии животного и растительного мира. и первыми материалами, с которыми я начал работать, были кедр, береза и осина. Постепенно у меня появились красное дерево, липа и другие ценные породы. Но кедр – любимый материал до сих пор, – рассказывает Александр Андреевич. – Мой отец был мастером-краснодеревщиком, он умел мастерить очень многое. Мог построить дом, сложить печь, сделать лодку, мебель – от табуретки до комода и шифоньера. Причем все без чертежей и эскизов – они у него были в голове…
Сашина семья много раз переезжала, и мебель они всегда оставляли следующим жильцам. Потому что на новом месте его отец все изготавливал заново. Мало того – и сыну, и соседским ребятишкам мастерил деревянные санки, коньки и лыжи.
– Я вообще не помню, чтобы он без дела сидел… Вот и я тоже брал инструменты и пробовал что-то рядом с ним. Делал из дерева машинки, пистолеты, клюшки для игры в хоккей. А однажды, когда мне было 12 лет, я вырезал игрушечное ружьё. К прикладу из дерева прикрепил какую-то трубу в качестве ствола, а вместо затвора прикрутил оконный шпингалет. Получилось как настоящее! Взрослые парни увидели – и отобрали… А я не обиделся – даже приятно было, что моё творчество так оценили.
Конечно, с появлением семьи и детей в доме завелось несметное количество игрушек. Из коряг, сучьев и веток, найденных на берегах Оби, Александр вырезал фигурки людей, животных и птиц (этот вид творчества называется «корнепластика», или «лесная скульптура»). Все изделия передавались в детские сады и школы, куда ходили его дети.
Но не только дерево как материал увлекает Александра Андреевича:
– Когда мы отдыхали на природе, на базах отдыха, то всей семьёй собирали грибы и лесные ягоды. Здесь же, на месте, делали из них заготовки на зиму – грибы мариновали, а из ягод варили варенье. Для готовки я всегда делал деревянные ложки с длинными ручками из осины или черёмухи. Специального инструмента у меня тогда не было, и делал я их при помощи пилы, топора и ножа. Ложки получались неплохие, мы ими пользовались. А спустя много лет их у нас брали на выставки как старинные бытовые экспонаты!
Приключения Буратино
– Однажды дочери, когда ей было года два или три, приснился деревянный Буратино, – продолжает Александр Андреевич. – Она даже плакала, всё просила этого Буратино. Мы в это время отдыхали на заводской базе отдыха «Обская волна» на берегу Новосибирского водохранилища.
Специального инструмента у меня не было: только пила, топор и нож. Но очень хотелось сделать подарок дочке! За несколько дней намучился изрядно – и всё-таки сделал! Буратино получился высотой примерно 30 сантиметров. Ручки сгибались в плечах, локтях и кистях. Ножки тоже были подвижные во всех суставах. Как же она радовалась! Класса до пятого не расставалась с Буратино, носила его с собой и в детский сад, и в школу.
Наверное, это и есть полёт творческого духа – когда для тебя ничего кругом не существует, кроме того, чем ты сейчас занят.
Главное качество – упорство
Но на этом история Буратино в семье Поповых не закончилась. Жили они в советское время, как и многие, тяжело, небогато. Работали оба с женой на заводе, он – мастером слесарно-обмоточного участка, супруга – инженером-программистом. Поднимать двоих детей было нелегко. И однажды Александру пришла в голову хорошая мысль:
– А что, если я сделаю несколько таких Буратинок, мы их продадим и хоть что-то ещё заработаем? И взялся за дело. Но теперь подошёл к работе более профессионально: оборудовал в подвале свою кабинку под мастерскую, обзавёлся нужным инструментом. Работа закипела, хоть и нелегко это было: днём вкалывал на заводе, вечером учился в институте, а своему увлечению посвящал поздние вечера и даже ночи.
С годами пришёл опыт, подобрались инструменты, материал. А тут Попов и институт окончил, и дети подросли – свободного времени стало намного больше.
Учителей по резьбе не было – учился он по книгам, до многого сам доходил. Ездил в музеи в Новосибирск, Москву, Ленинград, часами разглядывая там старинные изделия народных мастеров.
– Я считаю, моё главное качество – это упорство. Резьбой я занимался каждую свободную минуту! Был даже случай, когда встретил Новый год за рабочим столом – так до утра и вырезал, и вырезал что-то… Наверное, это и есть полёт творческого духа – когда для тебя ничего кругом не существует, кроме того, чем ты сейчас занят. Это состояние знакомо мне и до сих пор. Сейчас я в совершенстве владею разными видами резьбы. Занимаюсь художественной резьбой, кукольными игрушками, делаю доски для печатных пряников, вытачиваю оборудование и инструменты для ткачества.
И заиграла музыка!
– А лет десять назад я увлёкся изготовлением народных музыкальных инструментов, – с гордостью начинает Александр неожиданную тему. – Давно хотелось, только как-то всё руки не доходили. Но однажды я отложил все дела – и изготовил звончатые гусли. И… открылся мне новый необъятный океан творчества! Больше всего люблю делать дудочки, окарины и флейты разных народов мира. Когда долго что-то вырезаешь – например, тарелку, шкатулку или хлебницу, – то появляется чувство, что ты произвёл на свет живое существо с какой-то его собственной душой. А что же говорить о музыкальном инструменте: ведь у него вдобавок к душе ещё и собственный голос появляется! Начинаешь на нём играть – и выпадаешь из времени. Тебе кажется, что ты дудел минут 20–30, а на самом деле прошло часа полтора-два! Жалко, нет у меня музыкального образования, приходится изучать и осваивать азы искусства с нуля.
Мечта о собственном музее
16 лет назад Александру пришлось уехать из Новосибирска, где он прожил почти всю свою жизнь. Сейчас он обосновался в 70 километрах от областного центра, в селе Старый Искитим.
Здесь у него творческая мастерская. В Новосибирске работал в подвале пятиэтажки, которую пару раз в году обязательно затапливало. Да ещё трижды воры вынесли всё подчистую – станки, инструменты, материалы… И каждый раз приходилось всё начинать заново.
– За долгие годы у меня накопилась большая коллекция изделий. Давно мечтаю создать интерактивный музей-мастерскую «Сибирский кедр». Хочу собрать в нём всё, что связывает кедр с народами Сибири. Но… нужны площади и инвестиции. Много лет безрезультатно обращаюсь к чиновникам, депутатам, предпринимателям. Но творческую энергию тоже не остановишь – продолжаю работать, раскладываю готовые вещи по картонным коробкам. Аккуратно кладу. Они дождутся своего часа.
Имя Александра Андреевича Попова внесёно в «Золотую книгу культуры Новосибирской области» в номинации «Мастер – золотые руки» (2007); он награждён в 2011 году Почётной грамотой Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры. Участник и призёр многих
региональных, российских и международных выставок. В 1995–2003 годах был председателем областного клуба мастеров прикладного творчества при Новосибирском государственном областном доме народного творчества, членом областного экспертного совета при областном Комитете по культуре.
Марк Лианозов, Журнал «Чудеса и приключения» , № 6, 2023