Найти в Дзене

Удивительные приключения француженки в Тибете. Приданое и полиандрия

Вот еще две истории из тибетской саги Александры Давид-Неэль. И касаться они будут … «замужества и женитьбы». Безусловно, многие монахи и ламы давали обет безбрачия, но были и такие монастыри, где брак не запрещался. Женатые ламы даже владели домами за пределами монастырских стен. Там проживали их семьи, туда же ламы приходили навещать жен, ибо интимные отношения в пределах монастырей были запрещены. ΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞ Теоретически историй о Тибете может быть большое количество. Ведь путешествовала Александра Неэль долгие 14 лет, аккуратно записывая и фотографируя все и вся, что встречала на своем пути. А если к документальным источникам добавить ее художественные произведения, получится солидный материал, достойный прочтения и изучения. Но сегодня эта тема стала не модной и не популярной, а потому мало-читаемой. И все же, мне очень хочется порадовать Вас необычными историями из удивительных приключений Неэль, и, возможно, вместе со мной улыбнетесь и Вы, и приятные воспоминания о прочи
Оглавление
Фрагмент обложки книги "A life with Alexandra David-Néel"
Фрагмент обложки книги "A life with Alexandra David-Néel"

Вот еще две истории из тибетской саги Александры Давид-Неэль. И касаться они будут … «замужества и женитьбы». Безусловно, многие монахи и ламы давали обет безбрачия, но были и такие монастыри, где брак не запрещался. Женатые ламы даже владели домами за пределами монастырских стен. Там проживали их семьи, туда же ламы приходили навещать жен, ибо интимные отношения в пределах монастырей были запрещены.

ΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞ

Теоретически историй о Тибете может быть большое количество. Ведь путешествовала Александра Неэль долгие 14 лет, аккуратно записывая и фотографируя все и вся, что встречала на своем пути. А если к документальным источникам добавить ее художественные произведения, получится солидный материал, достойный прочтения и изучения. Но сегодня эта тема стала не модной и не популярной, а потому мало-читаемой.

И все же, мне очень хочется порадовать Вас необычными историями из удивительных приключений Неэль, и, возможно, вместе со мной улыбнетесь и Вы, и приятные воспоминания о прочитанном останутся в памяти не на один день.

Полиандрия и полигамия

Оказавшись в одном селении Центрального Тибета, Александра попала в очень деликатную ситуацию. Отправилась она в этот отдаленный район с одной целью – увидеться с всемогущим колдуном и получить у него консультацию. А вместо этого, стала свидетелем своеобразной семейной «драмы».

Дело в том, что в большинстве семей Центральной части Тибета практиковалась полиандрия (многомужие). В день свадьбы старшего сына ламы имена его братьев тоже упоминались в брачном договоре, и невесте разрешалось взять их всех в мужья. Часто случалось, что в этот момент некоторые из «женихов» были еще детьми – с их интересами, конечно же, не считались – но, тем не менее, по закону они были женаты.

У колдуна было 4 сына. Старший женился, а значит по договору и остальные тоже. Второй сын, похоже, был не против этого обычая. А вот третий как раз и стал возмутителем спокойствия. Ему исполнилось 25 лет, и он упрямо отказывался выполнять супружеские обязанности по отношению к жене старшего брата, которой на тот момент было уже 40 лет.
А ведь этот номинальный третий муж был намного привлекательнее, чем два старших брата. Превосходил он их не только приятной внешностью, но ученостью и красноречием, и, вероятно, другими качествами …
И вдруг он отказался! Старшая жена негодовала! Дело в том, что третий сын ухаживал за девушкой из соседнего селения, что тоже добавляло масла в огонь.

– Что же можно предпринять? – обратилась к Неэль мать четырех сыновей.

Александра, по опыту общения с мужьями, у которых было много жен, предложила молодому ламе привести свою истинную невесту домой.

Только респектабельные монастырские одежды спасли Неэль от разъяренной отвергнутой жены, которая была готова поколотить иностранку в порыве бешеной ревности.

Не зная что сказать, Александра скромно сообщила, что пришла пора вечерних медитаций, и попросила разрешения удалиться. Выходя из комнаты, она заметила младшего (четвертого) сына. Он сидел в темном углу и странно посматривал на номинальную жену. На вид ему было лет … 18.

Приданое

В Тибете будущий муж или его родители платили приданое в виде денег, скота или земли родителям невесты. Это расценивалось, как возмещение расходов, затраченных на воспитание дочери. Женитьба на девушке из почтенной семьи зачастую обходилась очень дорого. И в несколько раз дороже, если невеста была наделена необычной красотой. Получалось: чем красивее была невеста, тем больше должна была быть сумма приданого.

Поэтому европейский обычай, когда родители будущей жены готовили приданое для жениха, казался жителям Тибета абсурдным.

– Неужели девушки в вашей стране настолько страшные, что приходится доплачивать их мужьям? – спрашивали они без обиняков.

ΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞΞ

Такого рода вопросы всегда вызывали у Александры Неэль добрую улыбку и желание рассказать о своем мире еще больше. Тем более, что между французским «Paris» [Пари] и «Пари» (произношение селения Пхагри, что недалеко от Лхасы) тибетцы находили много общего! Поэтому они считали Александру просто уроженкой «тибетского Парижа».