Найти тему
16 подписчиков

Комплексный план и нацпроекты: финансирование в первой половине 2023 года

sherpagroup.ru
sherpagroup.ru

Смог ли комплексный план повторить аномально высокое бюджетное исполнение середины 2022‑го? Какой рекорд в первом полугодии установили «Безопасные качественные дороги»? Финансирование каких нацпроектов пересмотрели во втором квартале? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.

Согласно данным Минфина, объем федеральных средств, поступивших в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в первом полугодии 2023 года, составил 82,1 млрд руб., а бюджетное исполнение — 50,6%. Повторить аномально высокое бюджетное исполнение первого полугодия 2022 года не удалось (69,1%; 210,8 млрд руб.), так как тогда результат стимулировали экономическая неопределенность и кризисные ожидания. Однако, нынешнее бюджетное исполнение заметно превышает аналогичные показатели на середину 2019, 2020 и 2021 годов, находившиеся в границах от 23,8% до 32,2%. На это могла повлиять возможность повышенного авансирования для проектов, по сравнению с указанными годами.

Лидером по бюджетному исполнению и объему доведенных средств в первой половине 2023‑го среди федпроектов комплексного плана стало «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай», до которого довели 100% запланированных средств, или 44,1 млрд руб. У остальных федеральных проектов бюджетное исполнение было ниже 50%, а минимальным оно оказалось у «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (1,6%, или 140,8 млн руб.). Во втором квартале в него поступило лишь 1,6 млн руб., или 0,02% от предусмотренного на год год объема.

Объем ожидаемых федеральных расходов на комплексный план во втором квартале увеличили на 1,3%, до 162,2 млрд руб., при этом у двух федеральных проектов будущее финансирование сократили, а одному, наоборот, увеличили. «Развитие морских портов» и «Развитие Северного морского пути» теперь должны получить до конца года на 3,3% и 1,5% меньше, чем ожидалось кварталом ранее, или 14,5 млрд руб. и 43 млрд руб. соответственно. Вместе с тем, в «Развитие региональных аэропортов» хотят направить на 9,2% больше средств (до 39 млрд руб.), что связано с ускорением работ по нему, по сравнению с прошлыми годами.

В «Безопасные качественные дороги» (БКД) в первом полугодии 2023 года из федерального бюджета власти направили 40,5% от предусмотренных средств или 183,1 млрд руб., что стало рекордом для аналогичных периодов за все время реализации этого нацпроекта. По отношению к первому полугодию 2022 года, когда БКД тоже демонстрировали максимальные результаты, бюджетное исполнение выросло на 5,1 п. п., а объем доведенных средств увеличился на 36,1%. Улучшение исполнения было вызвано, в первую очередь, ускорением темпов вложений в развитие региональной и муниципальной дорожной сети.

Во втором квартале 2023 года «Безопасным качественным дорогам» впервые за последние три года снизили запланированный объем федеральных вложений: на 4,1%, до 451,9 млрд руб. Ранее в течение года планку расходов для БКД, как правило, увеличивали. Новый уровень по‑прежнему выше запланированного на 2023 год в федеральном бюджете (397,5 млрд руб.), но почти на 8% меньше фактических трат на БКД в 2022‑м (490,4 млрд руб.). Сокращение затронуло четыре федеральных проекта из шести, наибольшим в относительном выражении оно стало для «Развития общественного транспорта» (снижение на 12,1%, до 40,7 млрд руб.), а в абсолютном — для «Развитие федеральной магистральной сети», которое получит на 10,3 млрд руб. меньше, или 202,3 млрд руб.

Бюджетное исполнение 14 национальных проектов в первом полугодии 2023 года достигло 45,1%, до них довели почти 1,35 трлн руб. Год назад результаты были лучше (47,5% и 1,46 трлн руб.), но их ухудшение практически полностью связано с меньшим объемом запланированных и произведенных расходов на комплексный план в 2023 году. Самое высокое бюджетное исполнение наблюдалось у нацпроекта «Наука и университеты»: 71,9% или 107,2 млрд руб., а самое низкое зафиксировано у «Туризма и индустрии гостеприимства» (28%;, или 13,6 млрд руб.). У «Науки» аналогичный результат был и в первом полугодии 2022‑го, а туристическому нацпроекту показатель ухудшила низкая база первого квартала нынешнего года.

Без учета федеральных расходов на национальный проект «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года», данные по которому Минфин традиционно не приводит.

Признаков массового сокращения средств на нацпроекты во втором квартале не было, наблюдалось мягкое перераспределение между друг другом. Объем предусмотренных до конца года федеральных вложений в национальные проекты во втором квартале увеличился на 0,1%, до 2,99 трлн руб. Сократили финансирование только пяти проектам из 14, причем, в наибольшей степени — «Цифровой экономике» (на 5,3%, до 130 млрд руб.). Увеличили ожидаемые до конца года вложения восьми нацпроектам, сильнее всего — «Жилью и городской среде» (на 8,3%, до 174,6 млрд руб.), где дополнительные средства пойдут на сокращение аварийного жилищного фонда.

В ближайшие месяцы мы не исключаем секвестра расходов для ряда нацпроектов, но он вряд ли коснется социального направления, а также проектов, по которым налажена эффективная работа и идет опережающее финансирование. По опыту предыдущих сокращений можно сказать, что угроза секвестра серьезнее для проектов, в которых вовремя не осваивают запланированные средства. Сворачиванием планов для них решаются две проблемы: свободные деньги направляются на другие, более важные цели, а у соответствующих нацпроектов к концу года резко увеличивается бюджетное исполнение. Впрочем, чтобы картина эффективности бюджетного исполнения оставалась более реалистичной, в правительстве хотят запретить в четвертом квартале менять показатели нацпроектов, но соответствующее постановление пока не принято.

Читайте полную версию обзора.

Там же на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, исследованием «Инфраструктура в регионах: долговая нагрузка и бюджетные вложения в отрасль».