В феврале 2022 года Мелитополь Запорожской области перешёл под контроль России. О том, как местные жители отреагировали на это событие, ждали ли они прихода русских, рассказал настоятель действующего мужского монастыря Святого Саввы Освященного отец Иоанн (Прокопенко).
С тех пор как Россия начала специальную военную операцию по освобождению Украины от нацизма, мужской монастырь Святого Саввы Освященного в Мелитополе Запорожской области стал крепостью в борьбе за Русский мир, за духовное и культурное единство.
При монастыре был организован центр помощи беженцам. По словам настоятеля архимандрита Иоанна (Прокопенко), в особо трудное для города время люди искали помощи и поддержки в Церкви. Самое большое благо, которое принесла война, несмотря на все трудности и лишения, – это то, что многие пришли к Богу.
Отец Иоанн уверен в том, что для нашей общей Победы государство, Церковь и народ должны объединиться. Чтобы достичь главного – мира на нашей родной земле.
О том, как живёт монастырь сейчас, священнослужитель рассказал в программе "Интервью" эфире "Первого русского".
Большинство поддержало СВО
"Наверное, у разных людей по-разному было. Но для меня очень радостно, несмотря на то, что шла война" – так вспоминает архимандрит Иоанн (Прокопенко), настоятель мелитопольского мужского монастыря Святого Саввы Освященного, начало спецоперации на Украине.
Честно сказать, молились… Благодарили за то, что, слава Богу, этот период порабощения и угнетения закончился. Мы радовались. А вот люди по-разному относились. И прихожане по-разному относились,
– рассказал отец Иоанн.
Ни пропаганды, ни агитации не было. Каждый человек выбирал сердцем, делал собственные выводы. Бóльшая часть братства поддержала СВО. Но были и те, кто имел иное мнение. Так, один из служителей покинул стены монастыря. Перешёл "на ту сторону", как сказал настоятель.
Он принципиально не хотел здесь находиться. Убежал из монастыря… Конечно, никому не радостно, что идёт война, страдают люди, убивают, ранят. Неважно, с какой стороны. Хоть они там и злодеи, но тем не менее тоже люди,
– считает отец Иоанн.
Можно ли было не воевать?
В войне ничего хорошего нет. Но был ли иной выход? Отец Иоанн считает, что по-другому ситуацию было не разрешить. Зло накатывало на Церковь, на народ, который хотел просто жить в едином государстве, на своей исторической Родине. И противодействовать ему можно было только физически, указал он.
Монастырь – это очень консервативное место. Здесь вообще мало что меняется, если нет каких-то явных боевых действий, чего-то подобного. Так и жил монастырским уставом… Но пропало давление со стороны властей. В нашем регионе оно, слава Богу, было не очень сильным. У нас не было захватов храмов или каких-то явных актов насилия, принуждения к чему-то. Как было на Западной и Центральной Украине. Стало полегче,
– отметил настоятель.
По словам отца Иоанна, местные власти оказывают содействие как в хозяйственных, так и в житейских делах. В общем, с начала боевых действий людей в храме стало больше, они ищут духовной поддержки. Все, включая чиновников.
Как заметил священник, при Украине было "немодно" ходить в храм, причащаться. На службу приходили в основном те, кто видел для себя смысл в вере, в служении Господу, – это верующие, воцерковленные люди.
Сейчас намного больше замечаю людей, облечённых властью, в храме. Молятся. Война, всем тяжело… И люди в молитве к Богу находят укрепление, утешение,
– сказал отец Иоанн.
Среди них также есть волонтёры и военные. Как сказал священник, часто обращаются с просьбой покреститься. Поскольку на передовой не везде есть священники, которые могут это сделать.
Даже просто, будучи проездом в городе, просят покреститься, дать им крестики, иконы, молитву, святыньки... У всех людей так: пока человеку тяжело – он больше к Богу тянется. А когда всё хорошо – он про Него начинает забывать. Не все, но есть такие. Бóльшая часть из Церкви уже не уйдёт. И это тоже одно из благ войны, которые она даст народу при всех её негативах… Очень многие люди воцерковятся, найдут Бога, придут к Нему. И уже всю оставшуюся жизнь будут жить с Богом, по Его святым заповедям,
– поделился мыслями отец Иоанн.
Удержать любой ценой
Священники и монахи не могут, не имеют права воевать. И если ситуация каким-то образом изменится, то примерно 80 процентов из них покинут город. Если не все, отметил отец Иоанн.
Если вдруг что, то нас просто тут либо расстреляют, либо посажают всех. Смысла оставаться нет. Поэтому мы надеемся на то, что наши военные не допустят того, чтобы разорили монастырь. Это же касается и всего населения города,
– пояснил настоятель.
В трудные времена, говорит он, Церковь и государство едины. Если говорить языком Священного Писания, то это учение называется "соработничество". Или симфония Церкви и государства.
Духовный подвиг Церкви состоит в том, что народ призывает к Богу. Соответственно, проповедь и Евангелие от Церкви даёт людям большие морально-нравственные ориентиры, укрепляет их. Государство не может эту функцию выполнять. И чиновники не могут. Коммунисты пытались в своё время, но получилось плохо. Поэтому Церковь делает своё дело – то, что Господь нам заповедовал: проповедует Евангелие, призывает людей к жизни по воле Божией. А государство делает своё дело. Оно устраивает нашу мирскую жизнь, чтобы там всё было хорошо. Чтобы люди не голодали, не болели, ни в чём не нуждались. И в этом плане Церковь с государством не конкурируют, а наоборот помогают друг другу,
– говорит настоятель.
Помогают людям, насколько хватает сил и средств. По словам отца Иоанна, они временно прекратили стройку – сейчас не до того. Многие храмы в нынешнее время испытывают трудности, добавил он.
Нам пока Господь даёт, мы ещё там выделяем со своих на помощь. Сейчас стройку прекратили, ничего не делаем. Эти деньги просто тратим на гуманитарную помощь. И так помогаем. И так почти с первого дня войны,
– рассказал он.
Война всех объединила
Боевые действия – это всегда дефицит продуктов, медикаментов и средств к выживанию. Так было в Луганске, так было в Донецке. И так случилось в Мелитополе. В городе стали закрываться аптеки и магазины, у людей заканчивались деньги. Многие из них были на грани отчаяния.
Мы начали формировать продуктовые наборы и раздавать их людям. Были и беженцы, которым нужна была помощь. Помогали им не только продуктами, но и бытовой химией, медикаментами, всем необходимым. Даже одеждой пытались как-то помочь им, подобрать… Многие потеряли работу. Были и те, кто оказался на грани голодной жизни. Но потом наладилось,
– сказал отец Иоанн.
В беседе с Царьградом священнослужитель отметил, что монастырь продолжает оказывать помощь беженцам. Также под их попечительством находятся некоторые многодетные семьи, которые по своим причинам не могут пока получить помощь от государства.
Либо выплаты оформляются долго, либо государство пока им не помогает. Им, конечно, тяжело… Поэтому и от "Единой России", и Севастополь нам помогал, курировал нас. И Владимир Рогов, член Главного совета администрации Запорожской области, у него гуманитарный фонд, нам помогал. Помогал монастырь Псковской епархии, мужской. Они нам очень большую гуманитарную помощь прислали. Была и по церковной линии помощь, и по государственной, и по гуманитарному центру. Многие помогали,
– рассказал настоятель.
ПЦУ – политический проект Киева
Что касается представителей т.н. "Православной церкви Украины" (ПЦУ), больше ориентированной на украинских националистов, то, по словам священника, их в городе практически не осталось. Сами сбежали, а их храмы стоят закрытые.
Конфликтов здесь никогда не было, потому что у них была очень маленькая поддержка среди людей. Власти их поддерживали, а население – нет. Поэтому они себя здесь нагло не вели и нас никак не притесняли,
– заметил он.
Украинский режим хотел иметь на территории "Незалежной" свою церковь. И это была политика в чистом виде начиная со времён первого президента Украины Леонида Кравчука. В дальнейшем этот политический проект получил большую политическую поддержку американцев.
Они стали чего-то там развивать, накачивать, подтянули Вселенского патриарха, так сказать, своего "агента", всех приспешников. И ещё больше стали это раздувать. С первого и до последнего дня это была политика. И люди ходят туда, в эти храмы, те, кто национально настолько озабочен, что не могут ходить в церковь, которая хоть как-то связана с Россией,
– отметил отец Иоанн.
По его словам, грех таких людей в том, что они не Бога ищут, а руководствуются какими-то своими политическими мотивами. Они ищут "политическую" церковь.
Грех, когда для человека политика или какие-то его предпочтения политические – выше Бога. Это нарушение второй заповеди: "Не сотвори себе кумира". Для такого человека кумиром является просто какая-то национальная идея – и всё,
– заключил отец Иоанн.