Калмыки чтут и бережно хранят свою историю, обычаи и память предков. Подтверждение этому – старинный эпос "Джангар" – выдающееся фольклорное произведение, оставившее значительный след в культуре своего народа, своего рода проводник по обычаям и традициям калмыков.
Если верить исследователям-джангароведам, возраст данного памятника литературы переваливает за тысячу лет, и, на удивление, за прошедшие века он сохранился прекрасно. Благодарить за это стоит трепетно относящихся к своему наследию калмыков, передававших "Джангар" из уст в уста из поколения в поколение.
Богатырский эпос с калмыцким колоритом
Помимо некоторых исторических деталей, эпос содержит советы древних о том, как правильно воспитывать в человеке разумное, доброе, вечное и прививает читателям нормы этики и морали. Также в нём присутствуют восхваления или магталы двенадцати калмыцких богатырей, направленные на сохранение памяти о них, ведь, как гласит местная пословица: "Без похвалы нет богатыря".
У каждого из древних воинов есть прозвище: Мудрый, Красивый, Выносливый и т.д. Всё это отсылает к давней традиции: в древности у калмыков было принято при встрече нахваливать собеседника, родственников, соседей. Было бы признаком плохого тона сказать что-то плохое, например, о юноше из своего хотона: в описании соседей он непременно был высоким, статным, неизменно мудрым и благочестивым, мастером своего дела.
Хвалить женщин, а особенно жён, было не принято. Но из каждого правила есть исключения: в эпосе присутствует магтал, посвящённый жене самого Джангара, которую звали Ага Шавдал.
Кроме восхвалений, в тексте часто используются благожелания, или йорялы. В частности, йорялы произносили, отправляя в дальний путь богатырей Страны Бумбы.
В "Джангаре" прописан и распространенный калмыцкий обычай дарения. Богатыри вручали друг другу подарки, поскольку считали, что это поможет им победить соперников. Считалось, что подарок, сделанный от всего сердца, приносит удачу как получателю, так и самому дарителю. Примечательно, что традиции, применимые к богатырям и другим выдающимся людям, актуальны и для обычных калмыков.
Родственные связи у калмыков
К семье калмыки относятся с трепетом. Дурным тоном считается незнание своих корней, ведь каждый человек должен уважать предков.
Род калмыков определяется по мужской линии, так что самыми близкими родственниками были те, что приходятся родней отцу. Вплоть до седьмого колена их называли "торлмуд". Для того, чтобы уж совсем не путаться в хитросплетениях семейных связей, самыми близкими, или оорхн, в торлмуде считались родственники до четвёртого колена, а тех, что от пятого до седьмого, уже считали дальними, хол. Но, вне зависимости от близости родства, юношам и девушкам, приходящимся друг другу элгн-садн (родственниками) по стороне отца, было запрещено вступать в брак, поскольку кровосмешение считалось большим грехом. Дети в таких браках рождались хрупкими и болезненными, что приводило к постепенному вымиранию рода. Как ни странно, брак между родственниками по материнской линии не запрещался, напротив, даже одобрялся: считалось, что такие семьи будут счастливыми, крепкими и верными.
Родственники отца во всём считались главнее и важнее материнских: им доставались лучшие места за семейным столом, им первым позволяли произносить йоряль, они возглавляли отправляющихся за невестой сватов. Их считали людьми "одной крови". В случае, если кто-то из детей в семье оказывался сиротой, именно родственники по мужской линии принимали решение, что делать с ребенком и как ему помочь в такой ситуации. Если сиротой оставалась девочка, в будущем ее выдавали замуж за родственника дяди или брата.
Члены семьи по женской линии считались людьми "другой крови", поэтому при принятии важных решений их мнения в расчет не принимались. Тем не менее, в делегации сватов важное место занимал брат матери семейства.