Найти тему
Julius_Ch

Самая смертоносная катастрофа мирного времени в истории: крушение парома Донья Пас

Оглавление

В этой катастрофе погибло примерно 4300 человек, ночью среди пылающего моря и хищных акул.

Паром в 1984 году. Авторство: lindsaybridge. https://www.flickr.com/photos/intervene/3208074196/sizes/l/, CC BY-SA 2.0
Паром в 1984 году. Авторство: lindsaybridge. https://www.flickr.com/photos/intervene/3208074196/sizes/l/, CC BY-SA 2.0

Сомнительная постройка нового корабля

Построенный в Японии и зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром MV Doña Paz стал жертвой катастрофы, когда он столкнулся с нефтяным танкером "Вектор" 20 декабря 1987 года. Исходящий из Японии паром Himeyuri Maru вмещал 608 пассажиров. В 1975 году компания Sulpicio Lines приобрела Himeyuri Maru и переименовала его в Don Sulpicio. После пожара в июне 1979 года, паром был отремонтирован и переименован в "Doña Paz".

Путешествуя со острова Лейте в столицу Филиппин, Манилу, судно было чрезмерно переполнено, и по меньшей мере 2000 пассажиров не были учтены в списке на борту. Также сообщалось, что на пароме не было радиосвязи, а спасательные жилеты были заперты. Однако официальная вина была возложена на нефтяной танкер "Вектор", который столкнулся с "Doña Paz" и оказался нелегальным и без квалифицированного капитана или наблюдателя. Около 4385 человек погибли, и всего 26 выжило, что сделало эту катастрофу самой смертоносной в мире во время мирного периода. Doña Paz была построена в 1963 году компанией Onomichi Zosen в Ономичи, Хиросима, Япония. Изначально он назывался Himeyuri Maru. Во время плавания по водам Японии его вместимость составляла 608 человек. В октябре 1975 года паром был продан компании Sulpicio Lines, филиппинскому оператору пассажирских паромов, и получил новое название - Don Sulpicio. Главным маршрутом была служба на секторе Манила - Себу.

После пожара 5 июня 1979 года во время рейса Манила-Себу судно полностью сгорело, но все 1164 человека на борту были спасены. Паром выбросило на берег, и его объявили утраченным. Обломки были выкуплены у страховщиков компанией Sulpicio Lines и подверглись ремонту. Были внесены структурные изменения, и паром восстановили под новым названием Doña Paz.

Поскольку паром MV Philippine Princess стал флагманским судном компании Sulpicio Lines на маршруте Манила-Себу, паром Doña Paz был переведен на маршрут Манила-Таклобан с остановкой на обратном пути в Катбалогане. Doña Paz эксплуатировался компанией Sulpicio Lines на этом маршруте, выполняя два рейса в неделю, до своего затопления.

Столкновение 1987 г. с MT Vector

В ранние утренние часы 20 декабря 1987 года, паром Doña Paz отправился из Таклобана, Лейте, в Манилу с остановкой в Катбалогане, Самар. Под руководством капитана Эусебио Назарено, судно планировало прибыть в Манилу к 04:00 следующего дня. Последний раз контакт с ним был установлен около 20:00, однако в последующих сообщениях указывалось, что на борту Doña Paz не было радиосвязи.

Примерно в 22:30 паром находился около мыса Думали, вдоль пролива Таблас, недалеко от Мариндуке. Выжившие позже рассказали, что погода в ту ночь была ясной, но море неспокойное. В это время Doña Paz столкнулся с нефтяным танкером MT Vector, который следовал из Батаана в Масбате. Танкер Vector перевозил около 1,05 миллиона литров бензина и других нефтепродуктов, принадлежащих Caltex Philippines.

При столкновении груз на Vector загорелся, вызвав пожар на обоих судах, который быстро распространился по Doña Paz. Выжившие описывали крушение и взрыв, вызывающие панику среди пассажиров. Один из выживших, Пакито Осабель, сообщил о том, как огонь быстро охватил всё судно, а море вокруг него было пламенем.

Другой выживший, капрал филиппинской полиции Лутгардо Ньедо, утверждал, что освещение на борту погасло вскоре после столкновения, что спасательные жилеты не были найдены на Doña Paz, и члены экипажа в панике бежали вместе с остальными пассажирами, не предоставляя инструкций или организации. Затем стало известно, что шкафчики со спасательными жилетами были заперты.

Выжившие вынуждены были прыгать с корабля и плыть среди горящих вод и обугленных тел. Некоторые использовали чемоданы в качестве плавсредств. Doña Paz затонул в течение двух часов после столкновения, а Vector - в течение четырех часов. Оба судна затонули на глубине около 545 метров в проливе Таблас, известном месте обитания акул.

Видение нейросети Кандинский
Видение нейросети Кандинский

Спасение

Корабль MS Don Claudio, который находился вблизи места катастрофы, стал свидетелем взрыва двух судов. Через час после происшествия на борту Don Claudio были обнаружены выжившие с корабля Doña Paz. Офицеры с Don Claudio использовали сеть, чтобы помочь выжившим подняться на борт. Из воды удалось спасти всего 26 человек: 24 пассажира с Doña Paz и 2 члена экипажа судна Vector из общего числа в 13 человек.

25-летняя выжившая Валериана Дума, которая изначально не была зарегистрирована официальными органами, позднее раскрыла свою историю в программе GMA Network Wish Ko Lang! в 2012 году. Она была второй по возрасту выжившей пассажиркой с Doña Paz, ей было всего 14 лет. Однако есть истории, которые были забыты, в том числе о четырехлетнем мальчике, чье имя так и не было упомянуто. Он был самым молодым из выживших.

Ни один член экипажа судна Doña Paz не выжил. Многие выжившие получили ожоги, прыгая в пылающие воды. Медики и медсестры на борту спасательного судна оказывали им помощь. Сообщается, что филиппинским морским властям потребовалось восемь часов, чтобы узнать о катастрофе, и еще восемь часов, чтобы начать спасательные операции.

Расследование причин инцидента

В соответствии с предварительным расследованием, проведенным филиппинской береговой охраной, на момент аварии на мостике корабля Doña Paz находился всего один член экипажа. Другие офицеры либо пили пиво, либо смотрели телевизор в комнате отдыха. Капитан судна смотрел фильм на своем автомате Betamax в своей каюте. Выживший пассажир Лутгардо Ньедо подтвердил эти свидетельства, рассказав, что один из полицейских на борту сообщил ему о "вечеринке смеха и громкой музыки" на мостике, в которой участвовал и капитан. Комиссия филиппинской береговой охраны по расследованию катастрофы под руководством капитана Дарио Фахардо представила свой отчет Конгрессу 29 февраля 1988 года.

Коалиция организаций Самара и Лейте (CSLO) создала следственную группу, в которую вошли профессионалы и сотрудники полиции из провинций Самар и Лейте. Они добровольно собирали информацию о путешествии судна и пассажирах. В их задачи входило запрашивать дубликаты билетов, выданных пассажирам. Филиппинское правительство официально признало CSLO компетентной для оказания помощи родственникам жертв корабля MV Doña Paz.

Выжившие заявили, что Doña Paz мог перевозить до 4000 пассажиров. Они указали на признаки перегрузки, такие как пассажиры, спящие в коридорах, на палубах и на койках, которые были рассчитаны на трех или четырех человек.

ВMijournej
ВMijournej

Обломки

В апреле 2019 года обломки судна Doña Paz были обнаружены экспедицией судна RV Petrel, а видеозапись этого обнаружения была опубликована 19 декабря. Обломки лежат вертикально на глубине 500 метров (1600 футов). Обломки судна Vector были найдены на расстоянии 2200 метров (7200 футов) от места катастрофы, также в хорошем состоянии. Оба судна сохранились в хорошем состоянии на дне моря.