Сегодня мы расскажем о важной православной традиции, ежегодно в летние дни собирающей тысячи паломников со всей России. Идут старые и малые, здоровые и не очень. Молитвенные просьбы к Богу у всех свои, но есть и общие. А в этом году сугубые. Великорецкий крестный ход посвящён чудотворной иконе святителя Николая.
Святитель Николай Мирликийский, в народе Николай Чудотворец, всегда почитался на Руси. Много икон святителя прославлено, но особое место занимает Великорецкий образ, явленный на реке Великой. Крестьянин Семён Агалаков в 1383 году нашёл в лесу близ реки Великой чудесно светящуюся икону. Начинаются чудеса исцеления от образа свт. Николая, а вскоре и широкое его почитание. На берегу реки Великой в честь этого события построили деревянную часовню.
Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова (Вятка, ныне г. Кирова). По просьбе хлыновского духовенства и начальства образ передаётся Хлынову. Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. В честь иконы был сооружён Никольский собор.
Икона путешествовала и в Москву по приказу царя Ивана Грозного, и в Вологду, помогала русским людям в одолении врагов, поддерживала и исцеляла. В Хлынов всероссийская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем. По возвращении образ продолжал творить множество чудес в вятском соборе. Во время Смуты икона опять отправилась в Москву поддерживать сердца русских людей. Известны на Руси и списки (копии) этой иконы.
Традиции Великорецкого крестного хода
В 1668 году указом архиепископа Вятского и Великопермского Александра днём празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала до начала XVIII столетия, потом её незаслуженно забыли, и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь.
До 1778 г. крестные хода были речные – по рекам Вятке и Великой. По указу Вятского епископа Лаврентия (Барановича) учреждён сухопутный путь крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся.
В начале ХХ века крестный ход тоже никого не оставлял безучастным, здесь и духовенство, и чиновники, и военные, гимназисты и крестьяне, участвовал военный оркестр.
После революции начались гонения на веру, образ попадает в руки обновленцев, а в 30-х годах величайшая святыня таинственно исчезла. Официально крестный ход был запрещён. Но люди помнили эту традицию и под страхом репрессий всё равно ходили хоть с бумажными иконами по одному-по два.
Благодаря Вятскому и Слободскому епископу Хрисанфу (Чепилю) и его просьбе в 1989 году к властям начались богослужение на берегу Великой разрешили, но крестный ход официально – нет. Позже, в 1992 году, разрешения от властей добились.
Маршрут крестного хода таков: из Вятки паломники идут пешком, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. Крестный ход с иконой проходит по улицам города от Успенского Трифонова монастыря, где ныне хранится, приходит в с. Макарье (ныне в черте города). Тысячи вятичей (так предпочитают себя называть жители Кирова) выходят на улицы города и провожают Великорецкую икону до моста, который связывает город с Дымковской слободой. Здесь жители города прощаются со своей святыней, отпуская её в далекое путешествие в 150 км. Три дня крестоходцы идут до реки Великой, один день - 6 июня - праздник в честь явления образа святителя Николая, а затем два дня обратно.
Распорядок крестного хода очень трудный: три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая от 25 до 45 километров пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то асфальтная трасса. В путь отправляются в 2-3 часа утра, делая привалы через каждые 2-3 часа, к месту ночлега добираются в 19 часов.
6 июня по сложившейся уже традиции, литургию на берегу реки Великой совершает митрополит Вятский и Слободской. Вообще же служат 5 литургий в великорецких храмах.
По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь возвращения в Вятку. Крестный ход встречают в окрестных сёлах: пожилые встают на колени, молодёжь ручейком проходит под иконой.
8 июня икону торжественно встречают в Вятке. Городское духовенство с прибывшими паломниками и горожанами выходит с крестным же ходом навстречу. Встреча двух крестных ходов и их слияние происходит на мосту над рекой Вяткой. После молебна в храме Новомучеников и Исповедников Российских крестный ход по улицам современного города отправляется в Трифонов монастырь, посещая по пути новопостроенный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Есть и речной путь, который возобновлён в 21 веке: вниз по реке Вятки и её притокам. Это путешествие продолжает древнюю традицию «низового» крестного хода с Великорецкой иконой.
«Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемнадцать, ложиться в десять-одиннадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!».
Несмотря на гонения, традиция Великорецкого крестного хода не прерывалась 600 лет. В 2000-ом году этому крестному ходу придан всероссийский статус.
Все, кто побывал на крестном ходу, навсегда сохранят в памяти этот яркий и одновременно смиренный духовный праздник.
В следующей статье читайте интервью с участницей крестного хода 2023 года.