В 1825 году в Лондоне был поставлен веселый фарс по пьесе Джозефа Лунна (Lunn, 1784- 1863)"Возвышенные прожекты, или Изящные искусства на чердаке". Заглавие в оригинальном издании было чрезвычайно многословным и содержало рекламу других произведений автора.
Почитать и скачать оригинальное издание можно здесь.
Список действующих лиц сам по себе уже смешной.
Мистер Питер Полимат (то есть "Многознайка", "Владеющий многими науками"), мистер Помпозус Эго ("Напыщенное Я"), минхеер фон Кранкинкопф ("Больной на голову"), месье Пируэт (как у Грибоедова, "француз, подбитый ветерком"), мистер Валентин Версатиль ("Вращающийся") - и, наконец, мисс Каллиопа Полимат, музыкантша и вообще ученая барышня (Каллиопа - имя одной из муз).
Сюжет, в общем, бытовой. Неистовый прожектёр Полимат весь в долгах, но продолжает строить всякие фантастические планы, надеясь, однако, и на таланты своей дочери-музыкантши.
"Наш век - век не искусств, а проектов!" - восклицает Полимат и описывает некоторые из них:
"Моя цель - соединить два континента, Европу и Африку, прорыв подводный канал из крепости Гибралтар до Берберийского побережья, с секретным шлюзом посередине, способным потопить любую армию, которая, наподобие враждебных войск фараона, вздумала бы захватить гарнизон врасплох".
Другой проект - замена обычных уличных тротуаров (брусчатых?) на устраняющее возможность луж покрытие из цемента и прочих компонентов (вроде асфальта).
Идеи, вообще-то, отнюдь не безумные, как показывает история реально существующего ныне тоннеля под Ла Маншем и практику уличных покрытий в современных городах.
Следующий проект - "Предложение о создании акционерного общества для освещения города Неаполя и поддержания работы маяков на южном побережье Италии при помощи подземных проводников топлива из кратера вулкана Везувий".
Как ни странно, описания воздухоплавательного прожекта я в тексте пьесы не нашла. Однако именно он изображен на приведенной выше карикатуре.
Она сама по себе достойна подробного рассмотрения, поскольку содержит не только забавные изображения, но и массу текстов.
По клику картинка увеличится!
Фирмы - прямо как сейчас. "Главный офис воздушных шаров", с часами работы (с 9 утра до 6 вечера), ниже - компания по страхованию жизни, с примечанием, что она никакого отношения не имеет к кредитной фирме в соседнем доме (скорее всего, имеет). Еще ниже - "Офис Пузырей", с вывесками, рекламирующими план предполагаемого путешествия по Млечному пути (особо рекомендуется животноводам, владельцам коровьих стад!)...
Небо так и кишит воздушными шарами с пассажирами в корзинах.
По центру - "Лунный офис", под вывеской плакат: "Туман, затем Мгла". На крыше этого здания стоит торговец горячими пирожками, предлагающий свой товар пролетающим мимо путешественникам (ну прямо как бабушки на перронах, встречающих поезда дальнего следования с картошкой и огурчиками). Совсем справа - метеорологическая служба с флюгером, а чуть ниже, под флюгером - дама, встречающая залетного кавалера с распростертыми объятиями.
На земле паркуются воздушные извозчики, ждущие клиентов.
"Сколько стоит добраться до Сити?" - "Шиллинг, сэр".
Клик - и картинка увеличится!
Ну, и заправка - тут же. С одной стороны, на углу Воздушной улицы, колонка "Воздух", с другой стороны - "Королевский газ для воздушных шаров".
Ну, не прелесть ли? А главное, многое вполне узнаваемо.
Идеи воздухоплавания, казавшиеся совсем фантастическими еще в первой половине XVIII века, с 1780-х годов воплотились в реальность благодаря братьям Монгольфье; к началу XIX века воздушные шары были уже не совсем в диковинку - и, как мы видим, прогресс шел быстро, и идея полета обрастала практической инфраструктурой (пусть и отраженной тут в карикатурном виде).
Если от великого до смешного один шаг, то, наверное, верно и обратное утверждение.