Брейнрайтинг – это творческий метод поиска решений, который позволяет эффективно генерировать идеи в атмосфере полной творческой свободы. Отличительной чертой брейнрайтинга является его коллективный подход, где участники группы активно участвуют в процессе создания и развития идей.
Ключевая идея этого метода заключается в том, что участники предлагают свои идеи, записывая их на листочках, а затем передают эти листочки по кругу. При получении чужой идеи, каждый участник старается ее дополнить, преобразовать или улучшить. Таким образом, идеи проходят через руки каждого участника, дополняясь новыми элементами и обогащаясь различными перспективами.
Важное правило брейнрайтинга заключается в том, что участники должны сосредотачиваться на додумывании идей, а не на критике или оценке их. Это создает безопасную и поддерживающую атмосферу, которая позволяет идеям свободно развиваться и расцветать.
Сессии брейнрайтинга обычно ограничиваются временем, например, 15 минут, чтобы поддерживать динамичный темп работы и стимулировать быстрое и многообразное мышление. Кроме того, ограничение времени помогает сосредоточиться на процессе генерации идей, а не на их детальной проработке.
Брейнрайтинг стал неотъемлемой частью инновационных методов развития идей, позволяя командам и группам эффективно и креативно подходить к решению сложных задач и стимулировать творческий потенциал каждого участника.
Одной из вариаций брейнрайтинга, которая представляется собой коллективный процесс генерации идей является Метод "6-3-5" (или "6-3-5 Brainwriting").
Название "6-3-5" обозначает структуру метода:
- "6" означает, что в группе участвует 6 человек.
- "3" означает, что каждый участник предоставляет 3 идеи на бумаге в начале сессии.
- "5" означает, что каждая бумага с идеей передается по кругу соседним участникам, которые дополняют или модифицируют идеи, написанные на бумаге. Таким образом, каждый участник постепенно вносит свой вклад в идеи всех остальных участников.
Вот более подробный "шаг за шагом" процесс метода "6-3-5":
- Подготовка группы: Сформируйте группу из 6 человек и предоставьте каждому участнику лист бумаги и ручку для записи идей.
- Первые идеи: На первом этапе каждый участник записывает 3 свои идеи на листке бумаги. Это может быть что угодно - слово, предложение, рисунок, схема и т. д. Участники должны работать независимо и молча, чтобы не оказывать влияния на друг друга.
- Передача листков: По истечении небольшого времени, например, 3-5 минут, каждый участник передает свой лист бумаги с идеями своему соседу справа.
- Дополнение идей: Теперь участники читают идеи, которые были предоставлены им другими участниками, и дополняют или развивают их на обратной стороне листа. Это может быть дополнительная информация, уточнения, новые аспекты или вариации идей.
- Передача листков по кругу: По истечении времени каждый участник передает листок с идеями соседу справа. Процесс повторяется несколько раз, обычно 5 раз, чтобы каждый листок прошел через руки каждого участника.
- Обсуждение результатов: После завершения последнего круга, группа может обсудить полученные идеи и выделить наиболее интересные и перспективные варианты.
После 6 раундов за 30 минут члены группы создают в общей сложности до 108 идей.
Преимуществом метода "6-3-5" является его систематичность и возможность разнообразия идей благодаря обмену и дополнению между участниками. Он способствует повышению творческой активности, стимулирует общение и способствует разработке более качественных решений.
Вы можете придумать собственные форматы брейнрайтинга, взяв за основу два ключевых принципа метода: молчаливой генерации идей и параллельном развитии идей.
Вот, несколько примеров:
Банк идей: Предложите участникам записать свои идеи на карточках и сложить их в центре стола вместо передачи соседу справа. Каждый раз, когда участник хочет получить карточку, то он просто обменивает свою на карточку из банка.
Три плюс: Каждый участник записывает три идеи на верхней части листа, затем передает лист соседу справа. Сосед записывает новую идею, улучшающую или дополняющую предыдущую. Процесс продолжается, пока листы не вернутся своим авторам.
Карусель идей: Разместите большой лист бумаги на каждом столе или на стенах комнаты. Разделите участников на группы и попросите каждую группу сфокусироваться на определенной проблеме или задаче. В течение определенного времени (например, 5-10 минут), участники записывают свои идеи на листе бумаги вокруг проблемы. По истечении времени, каждая группа перемещается к следующему столу и продолжает разработку и дополнение идей предыдущей группы. Процесс повторяется, пока каждая группа не вернется к своему исходному столу.
Идеальный мир: Представьте участникам, что в мире нет ограничений и препятствий. Попросите каждого участника записать идеальное решение или идею на бумаге. Затем попросите их рассказать о своем "идеальном мире" и обсудить, как можно применить эти идеи в реальной жизни или бизнесе. Этот метод позволяет преодолеть ограничения мышления и вдохновить участников на более инновационные подходы к проблемам.
Временные ограничения: Установите ограниченное время для генерации идей. Например, дайте участникам всего 2-3 минуты для записи своих идей. Краткие временные рамки могут способствовать более интуитивному и автоматическому мышлению, а также уменьшить влияние внутреннего критика.
Ролевые игры: Попросите участников принять на себя роль известных личностей, персонажей или специалистов в отрасли. Например, они могут представить себя Эйнштейном, Шерлоком Холмсом или роботом. В этой роли они могут применить уникальные взгляды и ассоциации для поиска необычных идей.