Найти в Дзене

Сказка про Алешу Попова и динамическое ценообразование

В некотором царстве, в некотором государстве было море синее. Земель в этом царстве было взглядом не объять, ногами не пройти, на коне не объехать, куда бы взгляд ты свой не кинул. Суровая зима здесь сменялась лучистой весной, на смену весне приходило лето красное, осень плодовитая спешила вслед за летом и снова наступала зима. 

Любили жители царства это море синее, потому что теплое оно было и помогало им отогреться после зимы морозной да забот житейских. К слову еще во времена стародавние бояре да купцы поняли, что привлекательно то море для особ знатных, и для простого люда, и построили на берегах его города курортные. Да настолько увлеклись, что один город они аж на 140 верст возвели - так море это было привлекательно - и дворов постоялых понастроили, чтобы гостей летом принимать. Но не об этом мой рассказ.

Стоял на берегу моря городок небольшой, и вроде для народа простого ничем не примечательный. Вроде и не примечательный, да значение он имел государственное, так как порт его принимал корабли заморские из земель басурманских, да королевств европейских. 

Когда это было никто не знает, как это было никто не помнит, да проезжали мимо этого городка купцы столичные. И так понравился им этот городок портовый, что решили заночевать они в нем, чтобы лошадей не гнать, да и устали они уже порядком. В один постоялый двор они приехали, да старый он оказался, что даже экипаж им оставить негде было. В другой постоялый двор заглянули. Вроде перестроенный он с подъездом в мраморе заморском, да комнаты такие маленькие, что не сподручно было купцам там ночь переждать. 

Вот и решили они свой постоялый двор в этом городке построить, чтобы такие же купцы, как и они, а то и бояре знатные, да и народ простой останавливаться в нем могли и в своем уровне комфорта не отказывать. Были купцы эти из числа зодчих. Три лета и три зимы прошло, и появился посреди домов людских постоялый двор современный, коих жители этого города видом не видывали, с названием заморским аж из далекой Америки. Гордились купцы своим постоялым двором, потому что не было ему равных ни в городе, ни на десятки верст в округе.

Подумали купцы: кому же доверить управление творением этим? И приняли решение позвать на управление ставленника своего из уезда другого с бескрайних земель государственных, чтобы взял он под свою опеку этот двор постоялый и сделал его лучшим среди всех дворов не только на море синем, да за пределами его среди земель заморских аж вплоть до самой Америки.

Звали этого ставленника Алексеем Поповым. Опытный он был уже: не один постоялый двор был под его управлением и знал он все, как ими управлять от А до Я. Да вот только решили купцы дать ему в подмогу молодого управленца, чтобы за продажи да за маркетинг отвечал, так как понимали, что непростой этот городок и прыткий молодой ум здесь нужен с взглядом заморским. 

Три луны полных минуло и приехал этот добрый молодец. 

Имя у него было Тимофей Александров. И открыт Тимофей был, и весел и всегда внимательно к мнению Алексеевому прислушивался и уважение проявлял, как к товарищу старшему да опытному, да невзлюбил его ставленник купеческий. Потому что сам Алексей Попов хоть и в возрасте был и опыта понабрался, так как путь прошел от полового до управленца генерального, только узколобым он был и любил, чтобы ему не перечили. А не такой Тимофей был, но что с ним поделать было Алексею - навязали ему Тимофея купцы столичные и к мнению его прислушивались.

День сменяет ночь, за ночью новый день приходит и все ближе постоялый двор к открытию. Вызывает Алексей молодого управленца в кабинет к себе:

- Три месяца как пройдет, и будем мы открывать постоялый двор гостям нашим дорогим, а значит пора нам цены на комнаты в нашем дворе определить, - говорит Алексей Тимофею, - И вот тебе задача: цены определить, календарь цен составить и мне на утверждение предоставить. Три дня тебе даю на это.

Сказал Алексей это и смотрит на реакцию Тимофея, ухмыляется и думает про себя:

«А коли не справится, скажу я купцам уважаемым, что молод он еще - управленцем быть - чтобы поопытнее кого они поискали, да послушнее».

Задумался Тимофей и пригорюнился - не было у него ранее такого опыта, да и в грязь лицом ударить не хочется. Понимал он, что Алексей купцам столичным пожалуется, если с заданием его не справится. Но виду он не подал, а лишь ответил:

- Конечно, Алексей! Я сделаю такие цены, чтобы и каждый гость наш дорогой был доволен, и купцы уважаемые были счастливы, - и с этими словами ушел задачу выполнять.

Вернулся Тимофей за место свое рабочее и начал думать, как задачу Алексееву исполнить. Недолго думая, решил Тимофей в свои записи заглянуть, которые сам делал, когда в другом дворе постоялом работал, где коллега одна его цены определять учила. Перечитал он эти записи, вспомнил все, заготовки достал и в первый же день взялся за работу, ибо работы ему предстояло немало. 

Часами головы не поднимал от наработок своих и лишь на сон прерывался Тимофей. И лицом он был хмур и серьезен настолько, что, проходя мимо, думал Алексей: «Плохи дела у Тимофея - не справляется похоже», - и лишь спрашивал:

- Ну как дела у тебя, Тимофей? Успеваешь выполнить задачу? - а Тимофей только угукал в ответ.

Три дня и три ночи работал Тимофей - наступает время по задаче ответ держать. Приходит с утра Алексей во двор постоялый и видит, что управленец юный до сих пор над своими бумагами сидит с лицом серым и задумчивым. Сразу заулыбался Алексей, но постарался виду счастливого не подать, а лишь позвал Тимофея:

- Тимофей, утро доброе! Приходи ко мне в кабинет коли готов будешь, чтобы показать, как с задачей своей ты справился, - и уж было в кабинет свой зайти готов, как услышал ответ Тимофея.

- И тебе Алексей утро доброе! Так я уже и сейчас готов, - ответил Тимофей с улыбкой. 

Не ожидал такого ответа Алексей и настроение сразу поубавилось у него:

- Ну, проходи, коль готов, - сказал он.

Заходит Тимофей в кабинет Алексея, кладет бумаги исписанные на стол и начинает:

- Я прежде чем цены написать, решил рынок наш конкурентный проанализировать, на другие постоялые дворы пристальнее взглянуть, прогноз по рынку составить и ценность продукта нашего для гостей дорогих определить.

Удивился на мгновенье Алексей - не ожидал он такого от Тимофея, но виду особо не подал, а лишь многозначительно бегло записи его взглядом окинул и говорит:

- Немало работы тобой проделано, но я и ранее все это знал, да и задача у тебя другая была, - и смотрит хитро на Тимофея, а тот ему в ответ:

- Так и цены готовы - вот они, дальше в записях. Посмотри внимательнее, - и достает из записей листок, таблицами исписанный. 

- Это календарь цен на основе сезонности составленный, ибо лето жаркое и народом любимое, а зима холодная да ветреная, хоть и снегом не балует, - продолжает Тимофей, а Алексей все хмурее и задумчивее становится.

«Перехитрил меня супостат, правильно вроде все сделал», - подумал он и говорит:

- Что же!? Молодец ты, Тимофей, вроде с задачей справился, - а сам раздосадованный - придется терпеть молодого управленца до следующей оплошности. 

Только Тимофей ему дальше объясняет:

- Предлагаю я ценообразование динамическое использовать, когда цены на комнаты разными могут быть - будь то будний день, али выходной, да от сезонности и праздников зависимые.

Смотрит внимательно Алексей на цены и говорит: 

- Вижу я, что цены в выходные да летом и в праздники выше - молодец! Ибо так и планировал я, и от тебя, само собой, этого ожидал, - говорит ему в ответ Алексей и с важным видом бумаги Тимофею отдает, чтобы тот уходил уже скорее и глаза ему не мозолил.

Да не уходит Тимофей, а лишь протягивает один из листов обратно Алексею и продолжает:

- Хорошо, Алексей, что мы с тобой одинаково думаем про то, какие цены на наш замечательный двор постоялый установить. Коли так, утверди нашу таблицу тарифов, будь добр! - и кладет лист на стол Алексею.

Смотрит на него Алексей и не понимает: перед ним таблица из 11 строк да 7 столбцов. Столбцы имеют названия комнат двора постоялого, а строки озаглавлены буквами заморскими - в народе латинскими называют. И чисел много разных в таблице этой. Взглянул на нее раз Алексей, взглянул второй - да понять ничего не может.

- Что это такое? Как понимать это? - спрашивает он и смотрит на Тимофея удивленно и с раздражением немного.

А Тимофей ему в ответ:

- Это таблица тарифов наша, с уровнями от нулевого до десятого. Эти уровни и в календаре цен есть, - и показывает Алексею таблицу с календарем снова.

- Конечно, я заметил их в календаре, - ответил ему Алексей, а сам таблицу с календарем рассматривает.

- Так верно. В календаре же цены, которые мы сейчас установим, и будут это минимальные цены в каждый день в году, а дальше менять мы их будем, на спросе и загрузке основываясь, - объясняет и улыбается Тимофей, и на Алексея смотрит.

А тот подумал и говорит:

- Значит, коли спрос и загрузка маленькие, то и цены на комнаты мы снижать будем?

- Если придется, то будем, - Тимофей отвечает, - да вот только думаю я, что нам повышать их надо будет, так как цены конкурентные я установил, ибо двор наш постоялый один такой.

- То есть как повышать? - удивился Алексей, - Народ честной да бояр важных обманывать вздумал?! Коли повышать - это вот посмотрят они сегодня цены наши, увидят, что комната стоит 40 целковых и обрадуются и приехать к нам захотят. Решат на день следующий комнату за собой записать, и мы им: а комната ваша уже 42 целковых стоит! Так что ли?! - говорил он, возмущения и недоумения своего не сдерживая, - И подумает гость наш дорогой: «А пойду-ка я лучше в другой двор постоялый, где меня обманывать не будут. Ибо здесь с меня грошь лишний содрать пытаются, а не о комфорте моем думают», - продолжает Алексей, и думает сам, как бы побыстрее советнику купеческому написать, что молодой управленец народ честной и гостей дорогих обмануть хочет, да нажиться на них.

А Тимофей ему в ответ:

- Нет обмана здесь никакого. Динамическое ценообразование это называется и стандартной практикой является для управления доходами дворов постоялых. Практика эта и в царстве нашем повсеместно уже применяется, и в государствах заморских, - говорит он в недоумении на реакцию Алексееву, - а народ наш честной, да гости дорогие уже сами не раз встречались с этим, уверен я, так как многие были в поездках заграничных. Да и сам ты, когда на ковер летающий себе место записывал, встречал такое: чем мест свободных меньше, тем цены на них выше.

- Не в землях заграничних мы! Да и гостей немного таких, кои бывали там, - возмущенно Алексей продолжал, - нечего ересь тут разводить!

И бросил Тимофею листы с таблицами его: 

- Не буду я твои цены согласовывать, а купцам столичным нашим расскажу, как ты народ честной обмануть хотел, когда советник на неделе сей к нам приедет, - сказал Алексей, а сам уже думать начал с радостью, кого вместо Тимофея на управленца позвать.

Тимофей листы собрал и говорит: 

- А зачем советника ждать? Давай ему послание с таблицами этими отправим и пусть он решит?

Услышал это Алексей и расплылся в улыбке от радости:

- А давай, - ответил он, так как подумал, что советник его сторону примет и Тимофея восвояси отправит, приезда не дожидаясь.

Подготовил Тимофей послание и отправил гонца. День проходит, другой, тут уже день приезда советника близится, а гонца с посланием ответным все нет. Ходит опечаленный Тимофей. «Может и прав Алексей был - не примет советник мое предложение», - подумал он.

Наступает день приезда советника - Тимофей грустный, омрачен его лик думами тяжелыми, а Алексей ходит радости исполнен, да улыбку не скрывает. По приезду встретился советник с Алексеем и долго беседа у них была. Закончив ее, подзывает он Тимофея и говорит:

- А ведь мы, Тимофей, большие надежды на тебя возлагали, и когда увидели послание Алексея, которое он нам отправил, сомневаться в своем решении начали, - сказал советник с лицом серьезным, - пришло его послание днем ранее до твоего. И говорилось в нем, что рано тебе еще управленцем быть ибо в основах слаб и опыта не имеешь.

Стал Тимофей еще мрачнее и собрался было уходить, как советник продолжил:

- Но день спустя твое послание было доставлено мне с ценами, и всей той работой глубокой, которую ты проделал, рынок изучая. И поняли мы, что ошибались в суждениях о тебе. Однако не стал я ответ отправлять, так как с Алексеем и тобой с глазу на глаз поговорить хотел.

Не поверил своим ушам Тимофей и лишь ответил скромно:

- Спасибо! И каково мнение ваше о предложении цен моем?

- Знаю я, что Алексей ересью его назвал и обманом народа честного, - ответил советник и значительную паузу сделал, в окно посмотрев, - но это именно то, что мы ждали от тебя и согласны с тем, чтобы применил именно эти цены ты. А Алексею я объяснил, что не враг ты ему, а в помощь приглашен, так как разные вы и можете дополнять друг друга.

Замолчал советник, посмотрел на Тимофея и улыбнулся:

- Так что можешь дальше работать и не беспокоиться ни о чем.

Вернулся Тимофей на свое место рабочее веселый и полон сил для работы дальнейшей. А Алексей весь день ходил мрачнее тучи и Тимофея избегать старался.

От автора: Если понравилась сказка моя и уж тем более полезна была, не скупись на лайк - «Нравиться» по-русски, - и на канал мой подпишись. Ибо будут тебе новые сказки.

А ниже в комментариях можешь думами своими поделиться, да моралью полученной.