Найти тему

Почему у меня ничего не получается?

Одно из последствий убежденности в своей беспомощности является тревога и в некоторых случаях тревожное расстройство. Именно поэтому в этой статье я подниму тему выученной беспомощности с научной точки зрения.

В течение жизни мы сталкиваемся с различными ситуациями и выносим различные выводы: «это был полезный опыт», «у меня ничего не получается», «я многому научился», «все бесполезно» и т.д. От чего это зависит? Возможно, многим это не понравится, но в раннем возрасте, когда мы все были чувствительны и воспринимали слова близких взрослых за чистую правду, было посеяно то самое зерно, которое мы будем называть глубинное убеждение. Такие зерна представляют собой правила жизни: кто я, как я представляю себе других людей и как я отношусь к этому миру в целом. В дальнейшем эти зерна могут прорастать и становиться устойчивыми. Некоторые из них влияют на наше восприятие таким образом, что мы начинаем часто сомневаться в себе, искать решение проблем в других людях и бояться познавать новое в этом мире.

Итак, чувство беспомощности неврождённое, оно было посеяно, взросло и окрепло в прошлом. Для того, чтобы работать с таким убеждением, необходимо сначала познакомиться с информацией, чтобы выявлять ситуации, когда вы попадается в ловушку убеждения, а уже затем постепенно обучаться воспринимать мир более реалистично.

Перейдем к выученной беспомощности и доказательством того, что это чувство воспитано социумом. В науке психологии часто проводились жестокие эксперименты на животных. К сожалению, для развития подобных наук такой этап был необходим. В данном эксперименте применялся ток. Также вы можете пролистать вниз и пропустить описание данного эксперимента.

Эксперимент Мартина Селигмана и Стивена Майера

Данный эксперимент ставили на собаках, в дальнейшем на кошках, мышах, рыбах, обезьянах приматах и на человеке.

В классическом эксперименте собак помещали по одной в специально изготовленное помещение, где по полу пускали ток, интенсивность которого можно было контролировать (ток был дискомфортен, но не причинял ощутимую боль). Для одной группы собак использовалось подобное помещение без выхода, для второй группы – с выходом из помещения.

Первая группа собак сначала предпринимали попытки выйти, но через время смирялись и ложились на пол. Вторая группа сразу выбегала из помещения.

Но эксперимент продолжился. Первую группу собак после полученных результатов решили поместить в помещение с выходом. Собаки, которые ранее находились в помещении без выхода, в новых условиях не предпринимали попыток выйти, а сразу смирялись с неприятными ощущениями.

В экспериментах на людях использовали неприятный резкий звук, который сначала невозможно контролировать, но во второй серии эксперимента, если человек сложит руки определенным образом на столе, звук отключится. Время реакции у людей с выученной беспомощностью гораздо дольше.

Феномен выученной беспомощности:

· неспособность или снижение способности действовать, т.е. снижается активность;

· неспособность или снижение способности к обучению;

· проявление меньшей инициативности;

· переживание тоски, тревоги, страха;

М. Селигман и С. Майер описали выученную беспомощность как психологическое состояние с нарушением в мотивации, когнитивной и эмоциональной сферах из-за того, что субъект пережил неподконтрольность ситуации. Данное состояние сохраняется определенный период в ситуациях, где необходимо проявить инициативу, активность.

При этом, экспериментаторы выяснили, как человек объясняет пережитое состояние двумя разными стилями:

1. Пессимистичное объяснение.

Причины неприятностей всегда постоянны и общие, а причины успеха – временны и конкретны. Например, «я неудачник», «все преподаватели несправедливы», «мне просто повезло», «просто этот преподаватель меня пожалел», «я никому не нравлюсь».

Также люди с пессимистическом стилем видят причины неуспеха в себе, а причины успеха – в других людях или случайностях.

2. Оптимистическое объяснение.

Причины неприятностей – временны и конкретны, а причины успеха – постоянны и универсальны. Например: «я еще не освоил этот навык», «конкретно этот преподаватель несправедливо оценил мои старания», «я хороший специалист, поэтому справился», «я хорошо знаю материал, поэтому сдал экзамен», «я ей не понравился, но другим людям я симпатизирую».

Такие люли видят причины неуспеха во внешнем мире и других людях, а причины успеха – в себе.

Данные стили мышления также различаются по уровню физического и психологического здоровья: частота возникновения таких расстройств, как депрессия, тревожные расстройства и т.д.

Также более оптимистичный стиль позволяет ставить амбициозные цели во время обучения, использовать предлагаемые возможности и искать другие возможности самостоятельно (исследование учитывало IQ учащихся и сравнивались люди с одинаковыми показателями IQ).

В заключении, одна из основ психологического благополучия: стремление приписывать неудачи другому, а успех себе.

С помощью данного эксперимента вы могли убедиться, что беспомощность – состояние убежденности в неконтролируемости ситуации и не всегда такое восприятие соответствует действительности, а значит некоторые наши выводы искажены и приводят к дискомфорту в жизни. Именно с убеждениями стоит начать работу.

Я Дана Смирнова, возрастной психолог. Еще больше о тревоге и других психологических явлениях вы можете узнать в моем блоге:

инстаграм
danasm_psy