Найти в Дзене

"Клиент всегда прав": в России могут многократно вырасти штрафы за нарушение прав потребителей

Оглавление
Фотография с сайта: https://www.zdorovieinfo.ru/sbros-lishnee/stati/mogut-li-frukty-i-ovoshhi-sdelat-vas-schastlivei/
Фотография с сайта: https://www.zdorovieinfo.ru/sbros-lishnee/stati/mogut-li-frukty-i-ovoshhi-sdelat-vas-schastlivei/

В скором времени у потребителей товаров, работ или услуг в России появится еще больше прав, а у производителей, продавцов и исполнителей - обязанностей. Роспотребнадзор поддержал предложение организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" о многократном увеличении административных штрафов за навязывание потребителям услуг или включение в договор недопустимых условий, нарушающих права и законные интересы потребителей.

В случае, если данная инициатива найдет понимание у Правительства России и депутатов Государственной Думы, в ближайшее время в Кодекс об административных правонарушениях РФ будут внесены изменения, увеличивающие штрафы за включение в договор условий, нарушающих права потребителей до 1 % от оборота индивидуального предпринимателя или организации.

В настоящее время часть 2 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает для юридических лиц штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей за нарушение прав потребителей, в частности навязывание им в договоре дополнительных услуг.

При введении оборотного штрафа, он станет исчисляться исходя из выручки компании за год. Таким образом, к примеру, если выручка небольшой компании за год составила 10 миллионов рублей, штраф составит 1% от выручки или 100 тысяч рублей. А вот для крупных компаний, например маркетплейсов с многомиллиардными прибылями, размер денежного взыскания может равняться десяткам, а то и сотням миллионов.

Права потребителей с начала 2000 - х стали нарушаться чаще в 5 раз

Свою инициативу общественники объясняют тем, что размер взысканий за нарушение прав потребителей в России не менялся уже больше 20 лет, а количество разнообразных нарушений в данной сфере за это время выросло более чем в 5 раз.

Так, страховые компании навязывают клиентам дополнительные виды страхования к основному, банки - всевозможные страховки кредитов. Даже при покупке телефона в салоне связи, клиенту могут навязать массу услуг в виде настройки телефона, установки приложений, покупки различных аксессуаров к нему.

Предприниматели просто уйдут с рынка

В то же время, предприниматели, в частности представители маркетплейсов, выступили категорически против данной идеи. По их мнению, она приведет к массовым злоупотреблениям своими правами со стороны потребителей. Фактически любую дополнительную услугу, да и основную, они смогут признать навязанной. Огромные штрафы приведут к разорению, закрытию многих компаний или их "уходу в тень".

Безусловно, потребители нуждаются в защите своих прав и законных интересов. Однако, злоупотребление своими правами должно быть исключено, иначе это негативно отразится на развитии бизнеса в России.

С уважением, кандидат юридических наук Алексей Валерьевич Колотилин

Источник: https://www.9111.ru/questions/7777777772754492/