Найти тему
Красный кот

О допустимости смерти на войне

В российском сериале «Штрафбат» много тем и много смыслов. Но одна тема проходит сквозь всё повествование с самого начала - оправданность смерти на войне. Или, иначе - ценность на войне жизни солдата и младшего офицера. Эта тема очень близка современному моменту российской истории, особенно в свете скандалов последних дней и недель.

В сериале рассказывается о тяжёлой судьбе штрафников - и, возможно, сценарист и режиссёр хотели подчеркнуть, что их жизни совершенно не ценились командованием армии, в которую входил батальон майора Твердохлебова. Впрочем, не «возможно» - а совершенно очевидно, что это так. Было ли такое в действительности? Об этом может судить только беспристрастный историк (к сожалению, и спустя почти 80 лет совершенно беспристрастных историков пока что нет, а современность такова, что совершенно уничтожила доверие к какой бы то ни было информации). Если судить по масштабам людских потерь, которые понесла страна за годы ВОВ, - то действительно приходится поверить, что ценность солдатской жизни была не высока - а о «штрафниках» и говорить нечего.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Аргумент командования, бросавшего штрафников Твердохлебова на минные поля, под удары артиллерии, который показан в сериале, незатейлив - война. Не балет, не санаторий - война! Мол, положить на поле боя батальон или даже дивизию (как о том поведал генерал в исполнении Жарикова) - это вполне естественно. В фильме самым большим уничтоженным соединением под командованием Твердохлебова была бригада (в последней серии; а вообще, не считая этого, за 11 серий в фильме полегло кажется 4 батальона). И, хотели авторы сериала или нет, - под конец крепнет уверенность, что в войну и такие страшные потери - оправданы (фильм, при всей своей идеологии, доставшейся от времён остракизма «сталинских репрессий», очень патриотичен - как все советские и российские фильмы о Великой Отечественной войне). Хотя, безусловно - и авторы постарались это подчеркнуть - потери могли бы быть куда меньше, если бы не расчеловечивание «штрафников», выполнявших функции «пушечного мяса» , раз за разом отвлекавшего на себя резервы гитлеровских войск, когда основа армии шла в наступление (но ведь колоссальные потери были и там, это очевидно).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Можно с этим не соглашаться, отрицать и проклинать - или, как сейчас делают многие представители «современной» молодёжи, кричать о том, что любой мир (даже если это не собственно мир, а позорное существование раба на милости сильного, жестокого и аморального) лучше любой войны - лишь бы было что поесть и чем развлечься. Однако, внутреннее чувство, доставшееся от поколений русских людей, отстаивавших свою и чужую жизнь за сотни лет существования России, говорит о том, что даже в такой жестокой и античеловечной постановке - мысль о допустимости смерти на войне не лишена смысла. Но то, ещё раз - на войне! Любой войне, которая может быть названа «священной», имеющей под собой твердое нравственное основание.

Обращаясь к современности, в связи с обсуждаемой темой, естественно поставить вопрос о том - чем с такой точки зрения является СВО. И, соответственно, насколько оправданы претензии к руководству МО со стороны участников военных действий. В том сериале на все претензии Твердохлебова звучал один ответ: ни шагу назад (отсюда и глубинная идея фильма, выраженная в приказе за номером 227, делавшего из попавших в плен врагов и «штрафников»). Иначе - трибунал. Или даже расстрел! И, хотя все это нам кажется ужасным, нечеловеческим, «проклятым сталинизмом» - снова хочется отметить, что под углом зрения, заданным идеологией ВОВ, такая жестокость советского верховного командования не кажется...ну, по крайней мере, совершенно неоправданной. Можно ли что-то подобное оправдать сейчас? Ведь войны официально нет! И идеология, положенная в основу СВО - защита русских людей и русской культуры от неонацизма, поднявшего голову в соседнем (исторически русском!) государстве давно уже сменилась на идеологию «переговоров для скорейшего завершения конфликта». Чем можно оправдать жертвы, ежедневно приносимые в жертву «возможности переговорного процесса»? Можно ли всё это вообще хоть как-то оправдать? Ответ очевиден - нет, нельзя! Но проклятая неумолимая логика, заданная сложившейся ситуацией, говорит, что без этих жертв будут другие, совершенно далёкие от войн и «переговорных процессов». И их будет не меньше.

Каков же вывод из всего этого? Штрафники Твердохлебова в сериале показаны удивительными патриотами - готовыми положить жизнь на поле боя за свободу страны. Но вряд ли возможно быть патриотом, готовым умереть неизвестно за что. Ценность жизни человека, даже тысяч людей, на войне может быть ничтожна - в каждый текущий момент. Но при этом же жизнь солдата и офицера на поле боя, как и положено по Закону Божию, не имеет цены и является оправданной жертвой, приносимой на алтарь победы - если война, если она священна. И, не лишним будет добавить - если она имеет конечную цель, оправдывающую заплаченную за неё цену. В противном случае получается не то, что «штрафбат», а нечто куда худшее.