Найти тему
Ira-Ra-D

Ангелы рядом. Рассказ восьмой. Абсолютный слух в сложном пути к Победе!

Сегодня вспомнила рассказ тети Лиды (Снятиновской) о ее муже Игоре Борисовиче Гордийчуке. Это был незаурядный человек! Он не любил рассказывать о себе.. До сих пор сожалею, что мало его "теребила".​

Решила, что надо это опубликовать, поскольку не все читали книгу Лидии Федоровны Снятиновской "История моей жизни". Прочтите об одном из достойных сынов нашей страны! Тетя Лида писала это уже после ухода Игоря Борисовича из жизни.​

Игорь Борисович был умным, талантливым и очень эрудированным человеком. Благодаря широкому кругозору он сделал многое в технической области кинематографа. Об этом было много сказано в те дни, когда отмечалось его 90-летие.

Лидия Федоровна Снятиновская и Игорь Борисович Гордийчук,  дом ветеранов кино в Матвеевском.  Ориентировочно 2002 год
Лидия Федоровна Снятиновская и Игорь Борисович Гордийчук, дом ветеранов кино в Матвеевском. Ориентировочно 2002 год

Но я хочу рассказать о периоде его жизни в блокадном Ленинграде, об этом известно только его близким. Никогда и нигде он не говорил об этом. Он работал тогда на Ленфильме. В Ленинграде был с первого дня войны. Сначала рыл окопы. В сентябре месяце по распоряжению штаба 2 корпуса Противовоздушной обороны Игорь Борисович был направлен для проведения строительных оборонительных работ в 169 ЗАП - это была зенитно-артиллерийская батарея в Левашове под Ленинградом.

В это время на Ленфильм поступает распоряжение Управления Противовоздушной обороны записать шумы летящих самолетов - вражеских и наших. Зенитчики должны были уметь их различать. Группу звуковиков возглавил Игорь Борисович. Шумы записали. Ленфильмовцы уехали. Игорь Борисович остался обучать зенитчиков как распознавать летящие самолеты, ориентируясь на звук. Существовавшие тогда системы определения координат летящего самолета основывалась на звуке. При батареях были специальные слухачи, которые на слух определяли, какой летит самолет и какова его скорость. На запаздывание звука от скорости самолета вводилась определенная поправка, но она не давала достаточной компенсации. Стрельба в слепую большей частью не давала результата.

Все это быстро понял Игорь Борисович и, оставаясь в Левашове, он делает свое изобретение. Ориентиром для определения координат летящего самолета предлагает взять не звук, а инфракрасные лучи, излучаемые самолетом от нагрева мотора и выхлопных газов. Это постоянно действующий фактор. На основе фотоэлектронных преобразователей, чувствительных к инфракрасным лучам, он предлагает создать систему для определения координат летящего самолета, обеспечивающую точность, необходимую, для слепой стрельбы. Эту работу он выполняет в течение октября-ноября месяцев 1941 года. Никто эту работу ему не заказывал и никто о ней не знал. Дальше идет Господин Случай. Игорь Борисович встречается с бывшим директором студии Ленфильм, который во время войны вернулся обратно на свою работу в органы. Хороший, умный человек, после войны вспоминали добрым словом. Игорь Борисович рассказывает ему о своем изобретении. Поговорили и разошлись. Игорь Борисович уезжает обратно. Затем происходят какие-то события, о которых я не знаю. А результат такой. Игорь Борисович получает чрезвычайно важную телефонограмму. Вот ее текст:

от 11/XII-41 г. 10ч.48 мин

По получении телефонограммы тов. Гордейчуку немедленно явиться на прием к командующему Ленинградским фронтом. Перед уходом позвонить 1-47-12.

Приняла Козлова.

Та самая телефонограмма
Та самая телефонограмма

Игорь Борисович рассказывал, как еле натянул башмаки на распухшие ноги и пошел через весь город в Смольный. Было представлено 2 экземпляра хорошо оформленного предложения с расчетами и чертежами. Первый экземпляр остался у начальства, второй у Игоря Борисовича, на последней странице котрого написано

положительное заключение с выводом: “Работа подлежит срочной реализации”. Командующий спросил – можно ли сделать образец в Ленинграде? Будет дано все возможное. Оказалось, что этого сделать нельзя из-за сложной оптической части.

И тогда Игорю Борисовичу с группой выписывают командировку. Все бы хорошо, но у Игоря Борисовича остается в Ленинграде мать и брат призывного возраста, поэтому брата не вписывают в командировку. А он совершенно больной, лежачий вместе с матерью остаются в Ленинграде. (Мать Галина Григорьевна умирает 2 января 1942г, брат с невероятными трудностями, слава Богу, выживает.) Группа Игоря Борисовича уезжает из Ленинграда в последних числах декабря 1941 года.

Они доезжают до Алма-Аты, где находился тогда Комитет по делам кинематографии. Для выполнения этой секретной оборонной работы создается специальная лаборатория НИКФИ №10. Работа была выполнена в том же 1942 году, а сдавал ее Игорь Борисович в Москве Василию Сталину. Игорь Борисович был назначен главным инженером Центральной студии кинохроники, о чем я вам уже говорила.

В то время Центральная студия кинохроники обслуживала всех кинооператоров по всему фронту – их было около двухсот. Операторы присылали на студию отснятый материал, его проявляли, печатали, просматривали в ОТК. Оператору посылали заключение, на которое он ориентировался в дальнейшей работе. Пленка оставалась на студии. В обязанности студии было также обеспечение операторов исправной киносъемочной аппаратурой. Это была большая кропотливая, но очень ответственная работа, которая входила в обязанности главного инженера.

В годы Великой Отечественной войны остро ощущался недостаток кинотехники. Игорем Борисовичем был сконструирован 16 мм киносъемочный аппарат на базе боевого пистолета-пулемета, называемый кинопулемет. Более шестидесяти кинопулеметов было изготовлено в мастерских Центральной студии к/хроники.

В годы войны, на базе студии, Игорем Борисовичем была разработана линейка длиннофокусных объективов 600, 800, 1200мм, которая с большим успехом применялась на многих фронтах.

Игорь Борисович Гордейчук,  Германия 1945
Игорь Борисович Гордейчук, Германия 1945

С участием Игоря Борисовича была доработана на студии широко известная киносъемочная камера “Конвас – автомат”. С этой камерой первые космонавты летали в космос.

После войны Игорь Борисович был главным конструктором Управления киномеханической промышленности, затем в Госкино СССР возглавлял отдел кинотехники и научно-исследовательских работ.

Игоря Борисовича ценили сотрудники. Правительство отмечало наградами.

Игорем Борисовичем написан ряд книг по кинотехнике, которые служат учебными пособиями для операторов ВГИК’а и широко известны кинематографической общественности.

Л.Ф.Снятиновская

01.02.2004г

И еще об Игоре Борисовиче: http://barsic-cat.narod.ru/tkt/archive/05_2003/letopis.htm

Кто-то, кто читал мои прежние публикации спросит : "причём тут ангелы"? А я знаю, что и Игорь Борисович, и все мои ушедших родные всегда рядом! Они мои Ангелы и они помогают!