В связи со сложившейся политической ситуацией в мире, после февраля 2022 года люди разделились на два лагеря: тех, кто свято верит в правильность решений нашей власти, и тех, кто так не согласен, что даже покинул Родину. Интернет кишит кровопролитными боями в комментариях, реальные бои идут, напряжение растёт, а пропаганда с обеих сторон выводит из строя приборы для измерения взаимной ненависти.
К чему я это говорю?
Читаю книгу Бориса Акунина «Северный Часовой и другие сюжеты» - это сборник исторических очерков с отрывками биографий, описаниями малоизвестных событий истории и всего того, что осталось у него после часов, проведенных в архивах и за чтением дневников разных исторических личностей. Всё это, разумеется, приправлено рассуждениями автора. Говоря современным языком, сборник постов на историческую тему. Очень интересно, я вам скажу. Особенно понравилась мне глава «Аргонавты Белой и Красной мечты» - вы только послушайте!
ВСЕ СОБЫТИЯ И ПЕРСОНАЖИ АБСОЛЮТНО РЕАЛЬНЫЕ!
Перескажу очень близко к тексту, но чуть покороче:
В школе нас учат, что Гражданская война закончилась в октябре 1922 года со взятием Владивостока. Но это не совсем правда. Последнее сражение завершилось в марте 1923 года, а последний белогвардейский вождь сложил оружие только в июне.
Когда стало ясно, что крах Белой гвардии неизбежен, самые непримиримые враги советской власти, загнанные аж в Приамурье, оказались перед тяжелым выбором: или сдаваться красным, где ждали лагеря или ещё какая-нибудь расправа, или уходить на чужбину, где ждали нищета и унижения. Рядовые в основном предпочли первый путь, большая часть командного состава – второй. Но особо упёртые выбрали третий – решили продолжать борьбу вопреки всему. Из этих железных людей была создана Сибирская добровольческая дружина, которая замыслила дерзкий и рискованный поход: высадиться на берегу Охотского моря и в канун зимы совершить марш через снега, реки, горные перевалы вглубь уже ставшей советской территории. При этом у них не было ни тыла, ни подкрепления, и почти закончились боеприпасы. В одной китайской брошюре 1933 года их назвали «аргонавтами Белой Мечты». Главной их целью был город Якутск. Они надеялись, что взяв этот стратегически важный город, они поднимут всю Восточную Сибирь, уставшую от продразвёрстки и репрессий, а потом, в случае успеха, пойдут на «очистку» запада.
Как говорит сам автор, затея эта только с виду отчаянная, но в те времена вездесущей нестабильности случалось проворачивать и не такое. Добровольцев набралось 720 человек. Для тамошних пустынных мест, где посёлок на 10 домов уже считался солидным населённым пунктом, почти тысяча человек – огромная сила. Причём люди всё были штучные, прошедшие огонь и воду, большинство из них – офицеры. У большевиков на всю Якутию было тысячи три бойцов, рассредоточенных друг от друга на сотни и сотни километров.
Несмотря на лютый мороз, метели, бураны, нехватку продовольствия и оленей, они прошли больше тысячи километров! Маленькие красные отряды бежали прочь, большевики нервничали, слали увещевания, обещали амнистию. Но в нескольких километров от Якутска, у зимовья Сасыл-Сысыы, аргонавты Белой Мечты столкнулись с такими же упрямыми аргонавтами Красной Мечты. Отряд численностью в 300 человек под командованием некоего Ивана Строда не побежал, как другие, а принял бой. Был кровопролитный штурм. Посёлок выстоял. Ночью белые перехватили донесение красных, где те просят подкрепления и сообщают о больших потерях. Им было предложено сдаться. Красные обещали подумать, но использовали данные на раздумья часы на рытьё окопов и ответили отказом. Бой за зимовье продолжался 18 дней!
Белым добровольцам так и не удалось взять посёлок. Красные получили долгожданное подкрепление. Командовавший повстанцами генерал-лейтенант Пепеляев потерял половину личного состава убитыми, ранеными и обмороженными – стали отходить обратно к океану. Последнее сражение состоялось 2 марта 1923 года.
Потом красные еще три с половиной месяца гонялись по всему Дальнему Востоку за разбитой Дружиной. Сам генерал Пепеляев был взят в плен уже летом.
Главными антагонистами этой «Ледяной осады» были Иван Строд и генерал-лейтенант Пепеляев. Оба они были молоды, первому – тридцать один год, второму – двадцать восемь. Анатолий Николаевич Пепеляев – родной брат Виктора Пепеляева, колчаковского премьер-министра, расстрелянного вместе с адмиралом. Храбрый офицер Первой мировой, в Гражданскую Пепеляев стал генералом и командовал армией. Известен тем, что под Пермью разгромил красных и взял в плен двадцать тысяч человек, и всех отпустил по домам! – по тем ожесточенным временам поступок невероятного благородства и человеколюбия. К началу Якутского похода он вместе с семьёй проживал в Харбине, то есть давно уже был в эмиграции. Когда узнал, что во Владивостоке собираются добровольцы и нуждаются в командире, сразу отправился на Родину.
Иван Строд тоже был офицером Первой Мировой и имел четыре Георгиевских креста – большая редкость и показатель огромного мужества. Всю гражданскую войну воевал в Сибири, сначала был анархистом, затем большевиком.
Пленённого генерала Пепеляева хоть и отдали под суд, но не пустили в расход, как это обычно делали большевики, а проявили жест показного милосердия, как и в отношении последних оставшихся белых офицеров. Он просидел в лагерях около 13 лет. Во времена Большого Террора его расстреляли.
В чем мораль?
Во-первых, в том, что к ногам великой идеи, а ведь каждая сторона болела своей великой идеей, положена гора трупов и пролито море крови, а что в итоге? Что вообще может стоить стольких погубленных жизней и стольких исковерканных судеб?!
Во-вторых, Ивана Строда, в мирное время работавшего в Осавиахиме, товарищи-большевики расстреляли еще раньше Пепеляева как врага народа...
Вот и всё.
В конце автор приводит выдержку из книги Наума (Книга пророка Наума входит в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета.):
«И сожгу колесницы твои в дыму, и сгинут от меча твои молодые львы».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: