Найти в Дзене

Работаешь с японцем, не спрашивай его о Японии - расспроси о США

Приятно беседовать с глубоко разносторонним и интересным человеком, который говорит свободно на любые темы. К нему не надо подстраиваться, он открыт, но в меру, сдержан и аккуратен в словах. Родился Александр Георгиевич Пономарев в 1939 году в Хабаровске в простой рабочей семье. Родители много работали поэтому воспитанием занимались бабушка (мама его отца) и дед. Главный принцип воспитания был - как стать хорошим человеком. Основным же воспитателем Александра, как и многих пацанов того времени была улица! Это полная свобода! Да ещё Амур, из которого не вылезали всё лето. Дома появлялся, чтобы чего-нибудь поесть. Учился в начальной школе №16 Хабаровска, и в школа № 34, что на площади имени Ленина. Учился средне. Только после седьмого класса отношение к учёбе резко поменялось. Может, повлияло то, что стал заниматься в оркестре народных инструментов городского Дома пионеров. Играл на балалайке. Даже в солисты вышел. Меня стали хвалить. Видно, мне это понравилось, и в учёбе решил подтяну
На фото: Александр Георгиевич Пономарев и здание УФСБ в Хабаровске
На фото: Александр Георгиевич Пономарев и здание УФСБ в Хабаровске

Приятно беседовать с глубоко разносторонним и интересным человеком, который говорит свободно на любые темы. К нему не надо подстраиваться, он открыт, но в меру, сдержан и аккуратен в словах.

Родился Александр Георгиевич Пономарев в 1939 году в Хабаровске в простой рабочей семье. Родители много работали поэтому воспитанием занимались бабушка (мама его отца) и дед. Главный принцип воспитания был - как стать хорошим человеком. Основным же воспитателем Александра, как и многих пацанов того времени была улица! Это полная свобода! Да ещё Амур, из которого не вылезали всё лето. Дома появлялся, чтобы чего-нибудь поесть. Учился в начальной школе №16 Хабаровска, и в школа № 34, что на площади имени Ленина.

Учился средне. Только после седьмого класса отношение к учёбе резко поменялось. Может, повлияло то, что стал заниматься в оркестре народных инструментов городского Дома пионеров. Играл на балалайке. Даже в солисты вышел. Меня стали хвалить. Видно, мне это понравилось, и в учёбе решил подтянуться. А, может, повезло с учителями, особенно с учительницей по русскому языку и литературе. Анна Николаевна научила многому, но главное - любить книгу.

После школы решил поступить в «Хабаровский институт железнодорожного транспорта» на факультет «Промышленно-гражданское строительство». Экзамены сдал, но по конкурсу не прошёл, поэтому зачислили на факультет «Вагоны и вагонное хозяйство».

Но преподаватель, который читал у нас лекции, посоветовал – перейти на факультет «Эксплуатация железных дорог». Перешёл. Учился неплохо, с большим интересом, отличником, правда, не был. Зато в институтскую жизнь окунулся целиком и полностью. Участвовал в художественной самодеятельности института, играл в оркестре. Потом создали творческий коллектив, в составе которого выезжал с концертами. Был избран членом комитета ВЛКСМ института. На 3-ем курсе женился и через год родилась старшая дочь. После окончания института с дипломом инженера железнодорожного транспорта направили на работу в поселок Облучье.

Но вскоре был призван на срочную службу, на два года, в железнодорожные войска. Служил в городе Свердловске, в оперативном отделе железнодорожного корпуса, вступил в партию. Перед демобилизацией присвоили воинское звание младшего лейтенанта. Возвратившись в Хабаровск, занимал различные технические должности по своей профессии, последняя из них – маневровый диспетчер на станции. Потом – избрали председателем профкома.

Через какое-то время его пригласили в РК КПСС, представили двоим серьезным мужчинам, это были сотрудники КГБ. Ни слухом, ни духом он не знал об интересе органов госбезопасности к своей персоне, да и в его рабоче-крестьянском роду никто в НКВД не служил. А тут сам райком партии решил рекомендовать его на службу в чекистские органы. Правда, в то время было так: если «рекомендовали», то и сразу же «направляли». Изволь подчиниться партийной дисциплине.

Итак, он сотрудник КГБ в 30 лет, есть уже за плечами опыт работы с людьми. Да и первое направление в его чекистской работе заключалось в обеспечении безопасности железнодорожного транспорта. За ним был закреплён конкретный участок железной дороги по предупреждению и профилактике ЧП на железной дороге. А если таковые случались, то скрупулёзное их расследование.

Александру Георгиевичу, не было трудно на новом месте, так как он хорошо знал все направления в работе железнодорожного хозяйства. Знал, куда идти, о чём спросить, что сказать, где и кого проверить. Поэтому работа в системе госбезопасности ему понравилась сразу. Записи в личном деле: начальник отделения, заместитель начальника отдела, первый заместитель начальника отдела, зам. начальника службы – говорят сами за себя.

Как только возглавил отделение, ему поручили очень сложное направление - страны Востока: КНДР, Китай, Южная Корея и Япония. Вместе со своими сотрудниками работал по проведению операций, связанных с обеспечением безопасности СССР, выявлением представителей вражеских служб на территории Дальнего Востока и России, с добыванием технической информации и материалов и так далее.

В работе разведчика и контрразведчика готовых рецептов добывания нет. Но есть свои правила, приемы, подходы. Например, если работаешь с японцем, не спрашивай его о Японии. Расспроси о США, он всё тебе выложит.

Разведка и контрразведка, как известно, существуют в каждой стране. Государство тратит большие деньги на то, чтобы сохранить собственные экономические и военные секреты, и в то же время - завладеть секретами «заклятых» друзей. Поэтому рассказывать о работе чекистов очень непросто. Александр Георгиевич, например, так пояснил, за что он был награждён орденом: «За успешно проведённую операцию». И всё. Просто работа - операции разного уровня.

А затем наступила «перестройка» – началась реорганизация. Нашему герою исполнилось 50 лет, вроде бы «молодым дорогу» надо уступать. А потом получилось, как получилось.

Я благодарен тому человеку, кто меня привлёк к работе в КГБ. Я счастлив, что служил в органах госбезопасности. Мне всю жизнь везло на людей. Сохранились дружеские отношения с друзьями со школы, института, армии. В КГБ повезло вместе работать с очень умными и талантливыми людьми, такими, как Алексей Костиков, Володя Лебедев, Анатолий Заярный, Сергей Софин и многими другими. Независимо от того, кто у кого был в подчинении, воспоминания остались очень тёплыми. В КГБ главное - работать мозгами, а не устрашением наказаниями. В доверительной обстановке люди выкладываются полностью. Мне повезло с руководителями. Все чекисты только добрым словом вспоминают Павла Ивановича Негодяева и Виталия Владимировича Пирожняка. Это были настоящие старшие товарищи, отцы-командиры.

Александр Георгиевич отдал службе в КГБ почти четверть века календарного времени (с 1969 по 1993 год). Вышел в отставку в звании полковника.

Правда, уже под конец службы, да и на пенсии здоровье подвело. Но, как говорит он об этой проблеме, ему опять-таки повезло, что попал в руки хороших врачей, а главное поддержка своей жены. Подумайте сами, разве может быть несчастливым человек, встретивший в юности замечательную девушку с редким именем Аза - и влюбившись в неё сразу и бесповоротно. Аза Фёдоровна во всём стала мужу надёжной опорой. Больше полувека совместного проживания в любви и согласии. Они воспитали замечательных дочерей - Марину и Наталью, которые подарили деду с бабушкой внука и двоих внучек.

В тексте использованы материалы В. Воейковой, СВГБ ДВ. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом». (Виссарион Белинский)