Откуда пошла эта поговорка и какие у нее есть продолжения — разбирался aif.ru
«Фирма веников не вяжет» — это устойчивое выражение используется, когда люди хвастаются своими умениями и навыками или подчеркивают, что не намерены опускаться ниже определенного уровня. Все толкователи поговорок сходятся во мнении, что вязание веников в данном контексте должно восприниматься как некое совершенно примитивное, пустяковое и неважное дело.
Также фразу могут употреблять в ситуации, когда хотят успокоить человека, дать ему понять, что нет поводов для беспокойства — задание будет выполнено качественно и в срок.
Откуда пошло это выражение?
Многие люди ошибочно полагают, что выражение «фирма веников не вяжет» появилось в обиходе благодаря роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Однако это ошибочное мнение, поскольку фразеологизм не имеет никакого отношения к этому произведению. На самом же деле оно применяется с 1960-х годов ХХ века и, скорее всего, происходит от популярного анекдота.
Идёт старушка и видит название фирмы «Вен...к» (одна буква отлетела или стёрлась) . Она заходит и спрашивает: «Почём веники?» Ей отвечают: «Фирма веников не вяжет, фирма делает гробы!» Как оказалось, в названии фирмы отлетела буква «О», а не «И».
Другие варианты продолжения
В 1982 году появился другой вариант продолжения известной фразы. В фильме «Инспектор ГАИ» герой Никиты Михалкова, начальник станции техобслуживания автомобилей, горделиво говорит влиятельному заказчику: «Фирма веников не вяжет, а если вяжет, то фирменные». Впоследствии эта поговорка вошла в лексикон многих мастеров, которые стали так говорить о том, что даже если они и возьмутся за мелкое дело, то сделают его качественно.
Также встречаются более редкие варианты продолжения «Фирма веников не вяжет, фирма делает деньгу» и «Фирма веников не вяжет, фирма лапти плетет».
Что еще говорят о крылатой фразе словари?
В «Толковом словаре русского жаргона» упоминается также в значении оправдания — «мы не делаем ничего плохого»
В книге Владимира Белко «Жгучий глагол: Словарь народной фразеологии» даются следующие определения: «Горделивое заявление о достоинствах предприятия, качестве продукции, серьёзности намерений. Также может употребляться в ироничном ключе, по поводу производственных характеристик, завышения достоинств производства и фирменной продукции».
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ