В жизни многих путешественников нефотографов однажды наступает момент, когда они вдруг задумываются: "А не купить ли мне настоящий фотоаппарат? А если купить, то какой?" Под "настоящим", как правило, подразумевается зеркалка или модная беззеркалка в противовес телефону. Кажется, что с переходом на более высокий технический уровень снимки станут гораздо профессиональнее, а значит привлекательнее будет контент. Я и сама в свое время не избежала подобных суждений, которые чуть не закончились полным разочарованием в фотографии.
В этой статье я не буду говорить о конкретных марках, но дам некую схему, которая поможет определиться с выбором спутника фотографической жизни. И если в тексте встречаются слова "смартфон" или "айфон", то по сути это означает лишь телефон.
Дает ли съемка на камеру какие-то преимущества перед съемкой на телефон?
И хотя сейчас модно рассуждать на тему, что снимает не камера, а фотограф (который при случае сделает красивую картинку и на "тапку"), лично я не придерживаюсь такого мнения. Каждый фотографический жанр предъявляет свои требования к техническим характеристикам камеры или, наоборот, позволяет творить не особенно о них задумываясь.
Ниже я набросала небольшую табличку, которая в свое время помогла лично мне и моим друзьям разобраться в этих требованиях, где 1 – лучше всего, 2 – средне, 3 – хуже всего.
Правда, тут надо сделать оговорку, что поскольку и внутри смартфонов, и внутри камер отличия могут быть колоссальными в зависимости от класса, то я брала усредненные значения, которые характерны именно для сравнения типов оборудования. И я показываю их именно в сравнении друг с другом, а не как самостоятельную характеристику.
Вес и компактность
Отмечу, что "2" беззеркалкам я поставила весьма условно. Утверждение, что они легче и компактнее зеркалок верны, если мы говорим только о корпусе камеры без учета объектива. На деле стекло на беззеркалку порой может быть массивнее и тяжелее, чем у зеркалки, особенно если речь о полнокадровых беззеркальных фотоаппаратах. И тогда разница между ними становится несущественной.
Необходимость в дополнительных аксессуарах
Здесь речь идет о сумках, фильтрах, штативах, объективах и т.п. У смартфона в этом смысле самые скромные запросы.
Скорость передачи файлов в соцсети
То, что снято телефоном, может быть отправлено в Сеть мгновенно. А вот Wi-Fi модуль в камере, даже очень шустрый и быстрый, без наличия смартфона сам по себе бесполезен.
Съемка динамических сцен
В отличие от камеры, телефон здорово "опаздывает". Есть конечно пути как это опоздание минимизировать, но в данном случае лучше снять видео.
Съемка в сложных световых условиях
К сложным световым условиям я отношу не только недостаток света, но и яркое солнце или контровой свет. В первом случае в смартфоне мы столкнемся с большим количеством "шума", а во втором придется снимать практически вслепую — при ярком свете ориентироваться по экрану почти нереально. В фотоаппаратах нас выручает окно видоискателя.
Бесшумность работы
Зеркалка шумит даже на самом тихом режиме, тогда как со смартфона и беззеркального фотоаппарата можно снимать в шпионском режиме.
Оптический зум
Это возможность приближать удаленные объекты без потери качества. Достигается изменением фокусного расстояния в объективе, что для смартфона невозможно. Его "приближение" — это простое кадрирование, то есть зум в нем цифровой. Есть, конечно, накладные телеобъективы и на телефоны, но это ж надо еще найти подходящий. А со сменой аппарата он может стать бесполезным из-за другого расположение линз на корпусе.
Ресурс аккумулятора
Что касается смартфона, то все понятно — он бесспорно проигрывает фотоаппаратам. Но вот что касается зеркалок и беззеркалок, то однозначного мнения нет — все зависит от марки и класса камеры. Но по опыту зеркальная камера все же опережает беззеркальную. Я учитываю не только съемку при низких температурах, но и съемку сериями и видеосъемку. Впрочем, признаю, что мои знания по этому пункту вполне могут отставать от реального положения вещей — техника развивается семимильными шагами!
Съемка в формате RAW
Даже если в аннотации к телефону написано, что он снимает в RAW, чаще всего это маркетинговый ход. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Печать в большом формате
Под большим форматом я подразумеваю не менее А2. Качество отпечатков со смартфона и даже с кропнутой камеры будет отличаться значительно.
Соотношение цены, ресурса и обслуживания
Упор делается как раз на соотношение этих параметров. И тут фотоаппараты все же впереди.
Я отметила лишь самые популярные моменты, оставив за "кадром" студийную съемку, съемку видео, постобработку и печать.
Два главных вопроса при выборе камеры
- Что я снимаю (собираюсь снимать)?
- Что мне даст покупка нового оборудования?
И если на оба вопроса удалось ответить четко и конкретно, то можно идти подбирать подходящую модель.
Возьмем для примера один из самых популярных видов съемки ‒ собственные дети, и неважно где в поездке или дома. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Потому что, с одной стороны, это могут быть динамичные съемки (подвижные игры), а с другой стороны, кадры из разряда "встать тут и улыбнись" (что больше тянет на предметку).
Чтобы понять, нужна ли тут камера, я бы больше акцентировалась на том, хочет ли человек совершенствоваться в фотографии или для семейного архива ему достаточно того, что получается. Для второго случая я бы посоветовала купить хороший смартфон (лучший из тех, что позволяет бюджет) и потратить некоторое время для изучения режимов съемки и хотя бы основ композиции.
То же самое и для тревел-съемки, или съемки в путешествии. Опять же нужно понимать, чего мы хотим: картины на стену или хватит иллюстрации в фотокниге и отчета в соцсети, волшебства или фиксации из разряда "я тут был". Потому что в путешествиях немаловажным становится вес устройства: одно дело таскать за спиной или на бедре два килограмма, и совсем другой коленкор ‒ легкий смартфон в наплечной или поясной сумке.
Для сравнения я привела в галерее ниже фотографии одних и тех же объектов, снятые смартфоном и зеркальной полнокадровой камерой.
Или вы, например, любите снимать птиц. Тогда ваш выбор либо камера со сменной оптикой или компакт с хорошим зумом – никакой телефон, даже самый крутой, не даст хорошего качества картинки.
Нет, я ничего не имею против телефона и сама активно снимаю на него в путешествиях. Главное – четко понимать что ему по зубам, а что нет.
Ну если с телефонами и фотоаппаратами разобрались, то что делать с зеркалками и беззеркалками? Для себя я приняла решение: я нежно и трепетно люблю зеркальные камеры и пока мои руки могут их держать даже с килограммовыми объективами, я с них уходить не хочу. Но как видно из таблицы, они между собой различаются не сильно и для начинающего фотографа эти различия могут быть абсолютно непринципиальны. А вот по кошельку смена парка оптики может ударить значительно.
Единственная вещь, которая не дает мне покоя в зеркальных камерах – это грохот затвора, который либо просто напрягает, либо вообще становится непреодолимым препятствием для некоторых видов съемок. Да, можно снимать в т.н. «тихом режиме», но я так и не прочувствовала чем он отличается от обычного. По мне так ничем – звук не становится намного тише, а вот скорость срабатывания затвора заметно увеличивается, да и «серийки» местами нет.
Еще в беззеркалке меня не устраивает маленький ресурс аккумулятора. На своей камере я могу отснять не одну тысячу кадров на одной батарее. Могу снимать не один час на морозе, не беспокоясь о том, что в ответственный момент фотоаппарат откажется работать. И хоть в поездке у меня всегда есть запас из нескольких аккумов, но он скорее для самоуспокоения, чем для реальной замены. Насколько мне известно, возможности беззеркалок гораздо скромнее. Хотя прогресс не стоит на месте и вполне возможно, что эту проблему создатели беззеркальных фотоаппаратов уже решили.
Я не технический фотоэксперт и более или менее сносно разбираюсь только в линейке Никонов, поэтому точно не смогу ничего толкового сказать про другие модели. Но это и не нужно. Камеры одного класса, будь то Кэнон, Никон, Сони и так далее, снимают примерно одинаково. Лично я вижу различие только в эргономике, обозначениях и удобстве расположения нужных кнопочек. И вот здесь как раз главным является мастерство фотографа, а не бренд.
Что касается покупки беззеркального фотоаппарата, то мне понравился совет одного фотографа, который звучит примерно так: "Если у вас нет вообще никакой камеры, то присмотритесь к беззеркалкам, как к более перспективной в будущем технике. Если же речь идет о переходе с зеркалки на беззеркалку, то взвесьте все сто пятьдесят раз, потому что в этом случае придется менять еще и оптику".
P.S. Уже после написания этой статьи поняла, что упустила из виду компакты – камеры с несменным объективом, как правило, небольшого веса и малых габаритов. Наверное отчасти по причине слишком больших различий в этой группе. Но это именно тот тип фотоаппаратов, который может быть идеальным спутником путешественника. Так что если хочется перейти с телефона на камеру, но не хочется носить за спиной килограммы техники и оптики, то я бы очень советовала бы присмотреться именно к компактным камерам – среди них есть очень даже интересные варианты. Знаю отличного бёрдера, который делает великолепные снимки птиц именно на компакт. Сама приглядываюсь к одной из таких камер у любимого бренда. Ко всем его преимуществам я бы отнесла еще один неявный – с такой камерой никто не заподозрит в вас профи, а значит люди на улице не будут так напрягаться, когда вы наведете на них свою малышку.
Еще статьи по теме: