Спойлер: это миф. Говорю, как учитель и репетитор со стажем с 2008 года.
Кто такой обществовед в школе? В большинстве случаев это историк по диплому, который учил предмет в школе, отдельные его составляющие в вузе, а теперь должен передать накопленную за годы мудрость ученикам.
Это сложно. Я консервативна и стараюсь избегать трудностей в профессии, мне бывает трудно решиться на новое, в чем я не профессионал. Но жизнь привела меня к обществознанию, за что ей отдельное спасибо.
Что же такое обществознание? Это не наука, а школьный предмет, включающий несколько научных дисциплин. Это социология, политология, правоведение, экономика, основы философии, культурологии, этики и т.д.
Я пришла в школу на замену внезапно ушедшему на пенсию учителю. Администрация была рада кем-то закрыть висевшую вакансию. Недели идут, часы висят... Так я получила четыре 11-х класса для обучения их .... обществознанию. Это был шок для меня, как для чистого историка. Пришлось изучать предмет с детьми, вникать в формат ЕГЭ, поскольку один из классов был профильным, социально-гуманитарным.
Через год уверенная (чересчур) я отправилась на аттестацию.Тогда ещё существовала вторая категория, для которой двух лет стажа было достаточно.
В рамках аттестации пришлось сдавать ЕГЭ по обществознанию. Тогда я набрала 83 балла. Мне, к слову, не стыдно за этот результат. Я часто привожу его своим ученикам в качестве мотивации. У меня получилось сдать экзамен неплохо, на "5" в формате пятибалльной шкалы, тем более готовилась я самостоятельно, лопатила многочисленные пособия, учебники, а у вас есть я! Только готовьтесь!
Второй свой ЕГЭ через три года, получив первую категорию, я сдала на 99 баллов, причём допустила ошибку в тестовой части. Невозможное возможно, появился спортивный азарт, но правила аттестации изменили. Стобалльницей я не стала.
Каждый год обществознание становится третьим (!) по популярности предметом после русского языка и математики на ОГЭ.
Если в 11 классе ученики выбирают обществознание вынужденно, принимая правила игры вуза, в котором хотят продолжить обучение, то в 9 классе предмет считают легким. Например, в нашей области его сдавали в этом году около 6 тысяч человек. С разным успехом, правда.
Самые популярные фразы для обоснования выбора: "да там по логике все решается", "размышлять я умею", "общество - это о жизни, чего я там не напишу то". И комическое, запомнившееся на всю жизнь: "Сын Ваш предмет будет сдавать, я настояла, это ведь ОБЖ сокращённо? Оползни всякие, сели..."
Да, сели. Сели и выучили. Факторы производства, политические режимы, виды юридической ответственности, каналы социальной мобильности и многое другое, где логика не поможет.
Кроме теории, нужен социальный опыт, которого у школьников обычно недостаёт для хорошей аргументации теоретических положений. Но есть и хорошая новость: если учить то, что говорит преподаватель, выполнять задания и набить руку (и мозг) в оформлении по критериям, получить "3" как минимум можно. Это не математика и не физика. Да, я не считаю свой предмет самым сложным. Просто для него нужна усидчивость, целеустремлённость и хороший наставник.