Начинаем рассказ о замечательной актрисе Марии Николаевне Ермоловой, которая играла на театральной сцене еще во времена Российской империи – с 1866 по 1918 год.
1 серия: Происхождение
Несколько поколений семьи Ермоловых были при театре: сначала при крепостном, потом при Малом и Большом. Кто-то играл на сцене, кто-то – в оркестре, кто-то выступал в кордебалете, а кто-то даже работал в гардеробе. Словом, театр семью Ермоловых кормил и помогал обрести смысл жизни каждому члену этой семьи.
Гардеробщиком Малого театра, собственно, работал родной дед Марии Николаевны – Алексей Семенович Ермолов. В России работники технической службы считались главными знатоками артистов и репертуара. Они умели почти безошибочно по первому показу предсказать успех пьесы.
О театре много говорили дома, и дети, вырастая, тоже приобщались к искусству. С детства все поколения Ермоловых посещали спектакли, это было главным событием, каждый раз визит в театр считался событием, праздником.
ДЕТИ ГАРДЕРОБЩИКА
Все шестеро детей Алексея Семеновича – четыре сына и две дочери – попали в театр. Их детство прошло в небольшом подвальном помещении на Третьей Мещанской. Понятно, что после серых будней каждому ребенку посещение театра покажется праздником. Всех своих детей гардеробщик Алексей Семенович вывел в люди через театр.
Так, его старший сын Александр, стал драматическим актером, он служил в Малом театре с 1836 года. Считался актером с талантом. С его участием успешно шла пьеса «Хоть тресни, а женись» Мольера, а также несколько русских постановок.
Александр выпивал, что сказалось на его карьере. Был у Александра Ермолова друг – Павел Степанович Мочалов, вместе они часто заседали в столичных кабаках. Но Мочалов стал легендой сцены, а вот Ермолову не довелось. Его талант и известность с годами сошли на нет.
Мария Николаевна, кстати, хорошо запомнила своего дядю: он всегда ходил в длинном плаще и шляпе, у него было запоминающееся лицо, и романтический образ, насыщенная речь с множеством литературных оборотов и цитат.
В кабаках Александр Ермолов часто знакомился с известными и просто интересными людьми: славянофилы, западники, философы, поэты, актеры, торговцы и множество студентов. Всего захаживали на рюмочку – другую.
Второго сына Алексея Семеновича звали Петр, который окончил балетную школу, как и младший сын Иван, который, кстати, стал известным в Москве преподавателем танцев.
Третий по счету сын театрального гардеробщика звали Николай, он, собственно, и был отцом легендарной актрисы Марии Ермоловой. Его можно назвать самым талантливым и всей детей Алексея Семеновича.
Николай Ермолов писал прозу и сочинял стихи, отлично рисовал, прекрасно разбирался в русской литературе. Но из-за необходимости заработка он устроился на должность суфлера.
Дочери гардеробщика Клавдия и Вера стали танцовщицами. Клавдия хорошо знала литературу и свободно говорила по-французски. Вера была женщиной с богатым воображением, именно она рассказывала племяннице Марии сказки собственного сочинения.
ПИСЬМО ИВАНУ
В большой и дружной семье Алексея Семеновича царил патриархальный уклад. Каждого в семье опекали, и за каждого волновались. Когда младший сын Иван в 20 лет уехал на гастроли с танцовщицей Андрияновой по городам Империи, переживали все. А брат Николай написал ему в ответном письме следующее:
«Я бы желал знать, не только что и когда ты пляшешь, но и куда ты ходишь? Ты сам знаешь, что, бывало, ты в Москве на час-другой задержишься, и все думают: где Иван? А тут – два месяца! Еще ты пишешь: «Дела мои идут своим чередом». Это туманная фраза, которую можно толковать на десять манер. Пиши ясно, опиши дело, и нечего наводнять письма лишними заздравными поклонами».
Семья в письмах Ивану советовала не сорить деньгами, а еще привезти гостинцы театральному начальству, как и положено.
«Тятенька говорит, чтобы берег денежку, лишнего не покупал. Начальству гостинцы привези, например – туфли балетмейстеру».
И, конечно, давался самый главный совет – поскорее возвращаться домой.
«Старость - самая большая болезнь, а если к старости моей добавится болезнь сердца о сыне, то человек и без болезни болен станет».
Так писал гардеробщик Алексей Семенович своему младшему сыну Ивану.
Жизнь семьи Ермоловых в подвале была сложной, но к совершеннолетию все дети смогли выйти отсюда. Одна дочь вскоре вышла замуж, три сына были на ногах и женились.
СУББОТНИЙ ЧАЙ
После смерти отца мать осталась с Иваном, который был не только ее любимцем, но и кормильцем. Позже он женился, у него было 13 детей, большинство из которых имели самое прямое отношение к театру. Елизавета танцевала на сцене Большого театра, Мария 20 лет выступала на сцене Малого театра, Надежда работала в консерватории, Алексей играл в оркестре Большого театра, Василий был человеком передовых взглядов, он устраивал дома драматические и литературные чтения, где разбирали и критиковали пьесы. На таких «субботах» пили исключительно чай – спиртное в семье Ермоловых не было заведено.
По праздникам Ермоловы, разъехавшиеся по разным местам, постоянно держали связь друг с другом.
Конец первой серии. Продолжение следует.
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
«Скрипач не нужен, родной»: как живет звезда фильм «Кин-дза-дза» Леван Габриадзе
Валентин Никулин: ради мамы стал юристом, не прижился в Израиле, поссорился с Ефремовым
Как снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: интересные факты и гонорары актеров
Фильм «Республика ШКИД»: спор со сценаристом и уничтоженные кадры
Отец родной: как Маяковский привел купца-юриста Тусузова в театр, и что из этого получилось
Как Александр Панкратов стал Черным и женился на возлюбленной через 32 года любви