Михаил Александрович, младший сын Александра III и Марии Федоровны, родился 22-го октября 1878 года. Его детство прошло в Гатчине в окружении братьев и сестер. Из всех царских детей Михаил считался самым веселым и жизнерадостным, был отцовским любимцем. Александр III прощал своему сыну все шалости, на которые тот был большой выдумщик.
Как-то раз гуляя по саду, отец решил пошутить над сыном. Он взял садовый шланг, и окатил Михаила водой. Через несколько дней царь высунулся из окна, чтобы выкурить сигару. В этот момент времени Миша вылил на его голову целое ведро холодной воды.
Министр финансов Сергей Юльевич Витте писал: "Как по уму, так и по образованию, Михаил уступает своему старшему брату, но по характеру он пошел точно в своего отца, государя-императора".
От отца Михаил унаследовал не только характер, но и богатырскую силу. Мог порвать колоду карт, свернуть в узел столовый прибор, а гвардейская школа добавила умения орудовать саблей, и ездить верхом.
В 1899-м году от туберкулеза умирает старший брат Михаила, Георгий, бывший на тот момент времени наследником престола.
Сам Николай II не рассматривал Михаила, как наследника престола, и не посвящал его в государственные дела. Но вскоре ему пришлось пожалеть о своем решении. В 1900-м году Николай заболел брюшным тифом, и с трудом выздоровел. Михаил Александрович получил назначение в кабинет Министров.
Рождению цесаревича Алексея Михаил радовался также, как и его родители. Казалось, необходимость занять престол отступила.
Многим Михаил казался безвольным, он легко подчинялся женщинам. Первым увлечением Михаила была фрейлина его сестры Ольги, очаровательная Александра Коссиковская.
Михаил Александрович объявил всем, что намерен сочетаться браком со своей возлюбленной. Однако Николай II запретил вступать в этот брак. Этому поступку было логическое объяснение. К этому времени Николай узнал, что его сын Алексей болен гемофилией. В случае его смерти ему предстояло занять императорский трон. Супругой могла стать только представительница августейшей фамилии. Императрица-мать занялась поиском невесты для младшего сына. Выбор её пал на английскую принцессу Патрицию.
Михаилу Александровичу было предписано совершить поездку в Великобританию, чтобы познакомиться с будущей женой. Однако
Михаилу невеста не понравилась.
Однажды на полковом балу в Гатчине Михаилу представили жену одного из офицеров Наталью Сергеевну Вульферт, урожденную Шереметьевскую. Великий князь пригласил её на мазурку, и больше не отводил от неё восторженного взгляда.
Вскоре об отношениях великого князя и госпожи Вульферт говорил весь высший свет Петербурга. Императорская семья воспротивилась этим отношениям. Николай перевел Михаила из Кирасирского полка в Черниговский 17-й армейский полк, стоявший в городе Орле.
Наталья оставила своего второго мужа (Вульферта), так как ждала ребенка от Михаила. Однако развод её затягивался. В письме к брату Михаил просил посодействовать разводу Натальи Вульферт, заявляя, что не собирается жениться на ней, а хочет позаботиться о ребенке, рожденного от него.
Наталья Сергеевна уехала за границу, вслед за ней поехал Михаил. В 1912 году они обвенчались в сербской православной церкви. Свидетелями на церемонии был церковный сторож и его жена. О бракосочетании он сообщил брату. Ему запретили появляться на родине, его имение и капиталы попали под казенную опеку.
Император позволил Михаилу вернуться домой только в 1914 году. Вместе с ним приехала его жена, а также сын, названный Георгием в честь умершего старшего брата.
Наталья Сергеевна получила титул графини Брасовой, Михаил Александрович отправляется на фронт, а его супруга переезжает в Гатчину. На фронте Михаил Александрович командовал кавказской Дикой дивизией.
Входившие в дивизию горцы были скорее всего буйной ордой, чем армейским подразделением. Они мало считались с армейской дисциплиной, не признавали полковых начальников. Командовать такими людьми было сложно.
Храбрость, отвага, княжеская стать помогли ему снискать уважение кавказских всадников. Они говорили о нем так: наш джигит Миша.
На фронте Михаил Александрович заболел дифтерией, и в 1917-м году получил отпуск по болезни. Революция застала его в Гатчине. Михаил Александрович срочно направился в Петроград, где остановился у князя Путятина на Миллионной улице. В городе было неспокойно, на улице раздавались выстрелы.
Тем временем, находившийся в Ставке Николай II отдал приказ генералу Иванову с надежными частями двинуться на Петроград для наведения порядка. Сам царь также направился в столицу, но в 200 километрах от города его поезд был остановлен восставшими железнодорожниками. В то же время отряд генерала Иванова не смог пробиться к бунтующему Петрограду.
Начальник Ставки генерал Алексеев разослал командующим фронтам телеграммы с предложением высказаться за или против отречения царя от престола. Почти все, кроме генерала Колчака, отречение поддержали.
Уже во Пскове царь узнал, что армия от него отвернулась. Николай II принял решение отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве младшего брата Михаила. Однако поговорив с врачом, подтвердившим, что болезнь Алексея неизлечима, император изменил решение. Был составлен новый манифест.
3-го марта 1917 года в квартиру полковника Путятина на Миллионной улице прибыли представители временного комитета Думы и Временного правительства. Они желали видеть Михаила Александрович Романова, который уже несколько дней находился в революционном Петрограде.
Посетители хотели узнать только один ответ: принимает ли он императорскую корону, которую передал ему отрекшийся от престола за себя и за своего сына Николай II. Великий князь медлил, прежде чем сделать судьбоносный выбор.
Мнение представителей Думы решительно разделились. Одни уговаривали принять власть, другие советовали отречься от престола. После жарких дебатов великий князь удалился в соседнюю комнату, и, хорошо подумав, отказался принимать корону.
Михаил Александрович был помещен под домашний арест. Он находился в Гатчине как частное лицо до 1918 года. В этот момент времени власть захватили большевики. Владимир Ильич отдает приказ: выслать великого князя в Пермскую губернию до особого распоряжения.
Местом пребывания в Перми выбрана местная гостиница, там его навещает жена, графиня Брасова, которой Михаил запретил следовать за собой.
Вечером 12-го июня 1918 года Михаил Александрович и его секретарь Джонсон были арестованы группой чекистов, вывезены за город. Без суда и следствия пленников лишили жизни.