Найти в Дзене
Русское письмо

Бороться и искать, найти и перепрятать

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Уже давно алкогольные напитки перестали быть неким жупелом, на котором государство воспитывает население.

На самом деле вся так называемая борьба с "пьянством и алкоголизмом" имела место быть только очень короткий промежуток времени, а именно в период окончательного разложения социалистического строя. Да и то, выгода от продажи водки продолжала оставаться одной из наиболее приоритетных статей бюджета.

Вся сказка о русском народе, спившимся и окончательно утратившим чувство реальности, закончилась практически сразу после появления иных возможностей времяпровождения, кроме разглядывания дна бутылки.

Поскольку моя юность, взросление и годы полновесного существования проходили именно в период рассвета алкоголизации тотальной, то есть такой безальтернативной и повсеместной, то я всегда найду аргументы "За" и "Против" спиртосодержащих жидкостей, чтобы под этим не подразумевалось. Мало того, в своё время, в одном из первых номеров журнала "Культура и трезвость" была опубликована статья моя и коллеги под название "Веселье на Руси есть пити", где мы предприняли попытку развенчания устоявшегося мнения о якобы "национальных" особенностях российского алкоголизма как естественного состояния русского человека. Я рос и жил вместе со своим народом, глаза которого, по выражению Венечки "ничего не отражают", а значит вкусил по полной все прелести социалистического состояния души.

Помимо прочего, побудительным мотивом для написания этого околонаучного опуса, стало высказывание французского посла в России в нач. Первой мировой войны Мориса Палеолога о вреде запрета Николаем II на спиртное в означенный период. Чтобы не нагружать подробностями, скажу кратко: Морис Палеолог искренне считал, что водка делала русского солдата сильнее и выносливее, а стало бы запрет - это чистый вред боеспособности. Если Вы загляните в Вики, то убедитесь, что Палеолог, мало того был коренным образом связан с российской историей, но и дураком отнюдь не был. И всё же такое благодушное иллюзорное представление...

Помня о том, что февраль 1917 года в Петербурге смог состояться отчасти благодаря вовремя открытым для всех желающих винным складам, где молодецкие отряды революционеров зачерпнули свою высокую пролетарскую сознательность, надо помнить и другое: никогда, ни при каких обстоятельствах большевики этот козырь никому не отдавали.

Интересно, что все кампании, 1917, 1929, 1958, 1972 и прочих лет, организованные Советами против употребления спиртного, моментально обрастали внутренними приказами, указаниями и прочим, чтобы никоим образом не лишиться денежных поступлений и сохранить главенство государства в этой отрасли народного хозяйства. Не стоит недооценивать и паническую осторожность и страх перед бунтами простых (до боли) граждан, не желающих менять свои привычки.

Можно сколько угодно утверждать, что власть "хотела как лучше", но из этих многочисленных инициатив никогда ничего путного не получалось: сплошное надувательство и самообман. Народ хотел и народ пил. Как - неважно, брага, самогон, из под полы, но пил!

Пить он бросил, когда появилась альтернатива, причём, как мы понимаем, этого не произошло на всей территории Необъятной, лишь в регионах с доступной работой и приличным уровнем жизни. Скажем так: пьянь исчезла из центральных районов Питера и Москвы. За остальные судить не берусь. Впрочем, с учётом крупных городов, будет уже больше половины.

Вы спросите: значит, так всё-таки было можно? Конечно, как только появилось нечто, что жалко терять, кроме цепей!

Так-то оно так, но и победное свержение коммунизма в 1991 году стало возможно, отчасти, благодаря полностью нетрезвому населению, включая абсолютно все ветви власти, а уж про остальных и говорить не приходится. Дальнейшие события развивались в том же ключе, протрезвление пришло значительно позже и надо сказать, что не всем оно понравилось.

Любая система стремится к балансу и советская власть использовала алкоголь для его достижения. В большинстве своём пьющие люди очень покладисты, их сопровождает постоянное чувство вины, поэтому они послушны в быту и на работе.

Девяностые годы были, можно сказать, парадом откровений: все учреждения громко отмечали любое подходящее событие и пьянка в понедельник плавно перерастала ... снова в понедельник. Это стало "новой нормальностью", какое количество жизней унёс этот парад? Много!

Путинская реальность принесла серьёзные изменения ( почему это так, надо рассматривать отдельно), но явно повысившееся благосостояние внесло свои коррективы в "употребление" тоже. Неожиданно выяснилось, что совсем необязательно относить все свои деньги в винный отдел: появилась возможность использовать их на другие цели: квартира, машина, заграница и обучение детей - стали более доступны, а значит появились новые стимулы к зарабатыванию.

Сказать, что вся Россия немедленно переключилась на новые возможности, было бы неправильно, всё-таки глубинная действительность осталась в определённой мере верна своим скрепам, традициям. Однако мы понимаем, что даже если взять число автомобилистов, то несложно посчитать, что активного алкоголизма стало меньше. Свою роль сыграло и то, что водке и гнилому портвешку появилась альтернатива: качественное заграничное вино, отличное пиво и прочие вкусняшки стали вытеснять привычный шмурдяк!

Поколение, появившееся после 90-х, уже не так было встроено в систему "завод, бухло, завод" и нашло себе вагон более интересных занятий. И чтобы не говорили, свою роль тут сыграл интернет, компьютерные игры и, конечно, впечатления, полученные от поездок в развитые страны. Просто так бухать становилось немодным, даже - неприличным.

Конечно, я отдаю себе отчёт в том, что значительной части населения эта тенденция коснулась лишь опосредовано, но то, что я вижу, позволяет надеятся на лучшее. как говорил Горбачёв: - главное - нАчить!

И ещё имеется у меня надежда, что продолжать "подсаживать" народ на пьянку властям будет всё труднее. Мы и сегодня уже в большой мере стали похожи на западные государства, где пьют много, но делают это совершенно иначе. Со вкусом, что ли?

Да и понимание того, что пьяный заработает денег меньше трезвого, наконец-то стало доходить до многих. Свою роль сыграла и медицина, современные методы позволяют выходить из запоев с меньшими потерями.

Исчезнет всеобщая алкоголизация - вырастет демография, учёные придумают новые рабочие специальности, словом, колесо Сансары продолжит крутиться, но уже лишённое балласта вредных... привычек? Нет, не привычек, а образа жизни и мышления! Тут - я оптимист!