Найти в Дзене
Почему мы?

“Дракула – отец литературы проторенессанса в Европе”

В Восточной Европе.Да, господа, именно так.

«Сказа́ние ο Дра́куле воеводе» — памятник прозы XV века.Спорят о истинном характере и происхождении сие артефакта от мира писательского ремесла ведутся споры и до сих пор.В “Сказаниях о Дракуле Воеводе” . Ф.Курицын * описывает жизнь правителя - предка кровососущих Эдвардов из знакомой нам франшизы в самых ярких красках. И вот в чем «фишка» , по сути это все еще церковнославянская литература написанная на церковнославянском языке. Но в плане художественного наполнения и идейности это можно назвать беллетристикой доселе невиданной , что не мало важно одним из первых именно авторских произведений. Дракула проложил путь к проторенессансу , ну а потом все закрутилось – ренессанс , классицизм , сентиментализм , но сейчас не об этом.

-2

В начале повествуется о показательном случае с турецкими послами,что не захотели снимать головные уборы,чем раздосадовали Дракулу.Однако он не только рани ый,но и весьма изобретательный.В буквальном смысле с прибитыми к голове уборами , вопросы этикета рассеялись сами собой:

И приказал прибить колпаки к их головам железными гвоздиками, и отпустил их со словами: «Идите и скажите государю вашему: он привык терпеть от вас такое бесчестие, а мы не привыкли, и пусть не посылает свой обычай блюсти у других государей, которым обычай такой чужд, а в своей стране его соблюдает».

Правителя заботили проблемы нищих и больных, созвав их в одно помещение он вдоволь всех накормил,а после спросил хотят ли они ни в чем не нуждаться и не страдать,получив ожидаемый утвердительный ответ двери помещения заперли и подожгли.Люди разумеется не ожидали таких креативных методов борьбы с нищетой,а потому огненное шоу и пришлось смотреть отнюдь не с безопасного расстояния:

Дракула же сам к ним пришел и спросил: «Чего еще хотите?» Они же все отвечали: «Это ведомо богу, государь, и тебе: что тебе бог внушит». Он же спросил их: «Хотите ли, чтобы сделал я вас счастливыми на этом свете, и ни в чем не будете нуждаться?» Они же, ожидая от него великих благодеяний, закричали разом: «Хотим, государь!»

По итогу выдав пламенную речь:

” Знайте, почему я сделал так: во-первых, пусть не докучают людям, и не будет нищих в моей земле, а будут все богаты; во-вторых, я и их самих освободил: пусть не страдают они на этом свете от нищеты или болезней”

И не надейтесь на кумовство и панибратство , никто не уйдет обиженным:

Пусть будет он знатный вельможа, или священник, или монах, или простой человек, пусть он владеет несметными богатствами, все равно не откупится он от смерти. Так грозен был Дракула.

Также наш герой основоположник практики ликбеза радикальными методами.

К нему пришли два монаха за податью , принимал их он отлельно показывая двор в котором находились посаженные на кол или колесованные,спрашивая мнение монахов о правильности его дейсивий в отношении к постояльцам двора.

Первый сетовал на то ,что правитель должен быть милосерден, а люди эти – мученники, Дракула выразил сомнения по поводу компетентности монаха,а он в свою очередь состааил им компанию ,сполна ощутив на себе царское милосердие.Второй же поставил власть Дракулы на одну ступень с божьей,а людей назвав грешниками ,получил внеочередную “премию” в размере 50 дукатов и с почестями отправился домой:

«Ты, государь, богом поставлен казнить злодеев и награждать добродетельных. А люди эти творили зло, по делам своим и наказаны». Дракула же, призвав первого монаха, сказал ему: «Зачем же ты вышел из монастыря и из кельи своей и ходишь по великим государям, раз ничего не смыслить? Сам же сказал, что люди эти — мученики, вот я и хочу тебя тоже мучеником сделать, будешь и ты с ними в мучениках».

Институт семьи во время правления Дракулы веял целомудрием и чистотой , ибо за непослушание можно было попасть на сеанс к инквизиции со всеми вытекающими последствиями.

Дракула был человеком компанейский и любил проводить трапезу с поддаными , пускай даже и мертвыми , живые видимо были в дефиците.Слуга принес явства , но не выдержав смрада от тел прикрыл нос и отвернулся. Государь опять – таки проявил заботу и выделил ему самый высокий кол , чтобы ему не приходилось больше чувствовать специфичные ароматы:

-3

Но слуга его, подававший ему яства, не мог терпеть трупного смрада и заткнул нос и отвернулся. «Что ты делаешь?» — спросил его Дракула. Тот отвечал: «Государь, не могу вынести этого смрада». Дракула тотчас же велел посадить его на кол, говоря: «Там ты будешь сидеть высоко, и смраду до тебя будет далеко!»

Ну и продолжая экскурс по колам и послам, нельзя не забыть гостеприимную натуру владыки, ибо был для послов отдельный золотой кол и особая викторина , нерадивые послы удостаивались чести воспользоваться реликвией.Ответившие правильно ограничивались лишь визуальным контактом.

Как вам такая формулировка ?

Был такой обычай у Дракулы: когда приходил к нему неопытный посол от царя или от короля и не мог ответить на коварные вопросы Дракулы, то сажал он посла на кол, говоря: «Не я виноват в твоей смерти, а либо государь твой, либо ты сам. Если государь твой, зная, что неумен ты и неопытен, послал тебя ко мне, многомудрому государю, то твой же государь и убил тебя. Если же ты сам решился идти, неученый, то сам же себя и убил». И так готовил для посла высокий позолоченный кол и сажал его на кол, а государю его посылал грамоту с кем-либо, чтобы впредь не отправлял послом к многомудрому государю глупого и неученого мужа.

Какие бы не были спорные действия Дракулы , будет преступлением не сказать о справедливой его натуре.

Не терпел он проступков жестоко наказывая , но и награждать мог за заслуги.

Но каким бы хорошим правителем он не был,были у него недоброжелатели,стоило венгерскому королю Матьяшу начать войну,подданые сами выдали Дракулу.

-4

Страдал он в темнице до тех пор , как наместник на его землях не почтил этот свет.Обратно получил он и власть , и землю, и сестру короля впридачу, хоть и пришлось ему принять католическую веру.Пускай не без сожаления , так это преподносит рассказчик во всяком случае :

предпочел Дракула радости суетного мира вечному и бесконечному, и изменил православию, и отступил от истины, и оставил свет, и вверг себя во тьму. Увы, не смог перенести временных тягот заключения, и отдал себя на вечные муки, и оставил нашу православную веру, и принял ложнее учение католическое.

Прожил он еще десять лет в новой вере, и погиб от своих же людей по нелепой случайности.Мы видим сумасбродство, неоправданную жестокость , авторитаризм и чрезмерно высокое эго,без маски пресловутой святости.

Наконец пришла тенденция к представлению человека на первый план , а человек тот был страшен и уродлив ,как и всегда.Прежде в литературе любое действие и слово так или иначе относилось к богу , ну а здесь персонаж обладает свободой действий и суждений, и за тающей ширмой предшествующей эпохи можно увидеть индивидуальность , характер , манеры , цели – пускай они кажутся порой отвратительными , низменными . Ибо красота человеческая в многообразии и контрасте , а игнорировать ли собственную сущность, либо принимать ее в полной мере - дело исключительно ваше.

* (достоверно ли имя автора – это вопрос , который так и остался без точного ответа , однако чаще всего в источниках указывается именно Ф.Курицын)

И.Дарский