Первая попытка ароматизировать кинофильм произошла более века назад, в 1906 году. Хозяин одного из кинотеатров в Пенсильвании, на киносеансе, демонстрирующем сад с цветущими розами, попытался усилить впечатление зрителей, незаметно размахивая в зале тряпкой, смоченной в розовом масле. Это возымело эффект, и на следующий день газеты с восторгом написали о таком необычном киносеансе.
Позже похожие попытки были и в других кинотеатрах. Но этот приём скорее работал как освежитель воздуха, что иногда было нелишним при большом скоплении людей. Правда, всегда находился и тот, кто был недоволен запахом.
Но дальше всех пошёл управляющий другим американским кинотеатром. Для 10-минутного фильма с испанской корридой, наверное, для полного «эффекта присутствия», в зрительном зале за экраном он разместил вёдра с коровьим навозом. Но, видно, перестарался, так как зрители, зажав носы, стали покидать зал, не дожидаясь конца фильма. Об этом тоже написали местные газеты, которые посчитали такой эксперимент крайне неудачным.
Короче, методы искусственной ароматизации фильмов в начале прошлого века широкого применения так и не нашли. А вскоре подобные эксперименты и вовсе прекратились.
В конце 50-х годов по всему миру приобрели популярность стереоскопические фильмы. Появились и первые кинотеатры, специально предназначенные для таких киносеансов. И тогда опять вспомнили о «запахах с экрана», чтобы ещё больше усилить эффект присутствия.
Первая система имитации запахов для кинозалов «Smell-O-Vision» была запатентована в 1960 году швейцарским инженером Хансом Лаубе и впервые была установлена в нескольких американских стереокинотеатрах. Она могла генерировать около тридцати распространенных запахов, но имела достаточно сложное устройство.
К каждому зрительскому креслу была подведена отдельная трубка, через которую и подавался воздух с запахами. Управлял системой отдельный оператор, который по специально написанной программе к фильму обеспечивал своевременную подачу нужных запахов в соответствии с происходящим на экране.
Однако эти ароматизированные киносеансы имели много негативных отзывов. Зрители жаловались на шипение воздуха из трубок, которое мешало смотреть фильм, а также не всем нравились и сами запахи. У некоторых зрителей были случаи аллергии и удушья.
В итоге уже в конце 60-х годов владельцы кинотеатров отказались от этой идеи и до конца двадцатого века к ней не возвращались.
В 2006 году в США для фильма «Новый мир» режиссёра Терренса Малика было изготовлено устройство, которое генерировало несколько десятков запахов, специально подобранных для этой картины.
Кинопоказы приходили лишь в одном кинотеатре в Лос-Анджелесе и имели огромный успех. Киношники идею подхватили, и стали появляться разные способы её реализации.
Например, для фильма «Дети шпионов 4D», вышедшего на экраны в 2011 году, зрителям раздавали специальные карточки-аромаскопы, на которых были нанесены различные пахучие масла, защищённые от испарений плёнкой.
Аромаскопы были пронумерованы, и вовремя просмотра фильма на экране появлялись цифры тех карточек, которые нужно было вскрывать и вдыхать запахи.
Но позже для реализации этой идеи кинопрокатчики всё же пошли в сторону сложных технических устройств. Сегодняшние 4D и 5D кинотеатры оснащены специальными интерактивными креслами, способными наклоняться, качаться, вибрировать и даже обвивать ноги специальными шнурками, имитирующими прикосновение змей и т.д.
Эти же кресла способны выпускать «туман», обдувать зрителя ветром и, конечно же, генерировать нужные запахи. И всё это прилагается «бонусом» к объёмному стереоскопическому фильму.
Со временем было освоено производство подобных устройств и для домашнего пользования. В 2018 году в Японии в продаже появилось индивидуальное устройство под названием «Vaqso», которое обеспечивает шлем или очки виртуальной реальности самыми различными запахами.
В 2021 году российскими инженерами было разработано более продвинутое устройство для домашних кинотеатров и телевизоров под названием «Illusion Aroma», которое позволяет распылять запахи в соответствии с картинкой на экране.
Устройство управляется из специального мобильного приложения, где собран уже солидный список фильмов, которые проанализированы системой и запрограммированы на выдачу определённых запахов.
Устройство пока не поступило в продажу, но уже известно, что его цена будет не ниже восьмидесяти тысяч рублей, не считая стоимости расходных материалов (компонентов), которые тоже будут недешёвыми.
В других странах эта тема также активно прорабатывается. Будут ли подобные гаджеты пользоваться популярностью, покажет уже ближайшее время.
Сергей Полонский.
______________________