Что умеет копирайтер?
Однажды моя подруга дала мне ссылку на аккаунт бренда женской одежды, который предлагал простые по крою и уютные модели. Мимо такой одежды можно было бы пройти и не заметить, если бы не одно «но». У каждого платья или костюма было свое имя, и описания платьев и костюмов цепляли с первых слов, погружали в особенную атмосферу. Они создавали историю вас в этой одежде, и в этих атмосфере и истории немедленно хотелось оказаться. В тексте были и яркие эмоции, и яркая история – он вызывал удивление, радость, завораживал и не оставлял равнодушным читателя. Браво копирайтеру - ни до, ни после таких текстов я нигде больше не встречала. В этом примере копирайтер создал классный мостик между покупателем и продавцом.
Попробуем разобраться в том, зачем нужен копирайтер. Про мостик мы уже рассказали. Если говорить кратко, то копирайтер должен понять бизнес-задачи и «боли» своего заказчика, своим ремеслом призван решить и «вылечить» их. А еще -- понять целевую аудиторию, как и на каком языке в каком формате с ней общаться, чего она ждет. Копирайтер пишет тексты ясные и понятные, оригинальные и вызывающие интерес, соответствующие поставленным заказчиком задачам. И это должны быть качественные тексты.
- Писать качественный текст
Что отличает качественный копирайтерский текст? Текст копирайтера продуман – от заголовка до финальной фразы. Он хорошо структурирован, в нем нет лишних фраз, не несущих смысла, смысловых повторов. Текст легко читается – в нем нет тяжеловесных синтаксических конструкций. Он выдержан по стилю и лишен штампов и канцелярита.
И его хочется читать. Копирайтер не просто пишет заголовки, подводку и финал -- он продумывает текст так, что зацепить читателя с первых слов и побудить к определенным действиям в самом конце. А еще текст «цепляет», потому что он заметный и оригинальный, запоминающийся, несущий эмоцию. Да, бывает сложно поймать вдохновение, решая коммерческие и бизнес-задачи. Но если вдохновение поймано, текст точно не оставит равнодушным читателя. И решит задачи заказчика.
2. Решать задачи заказчика
Копирайтер умеет и должен быть внимательным к заказчику, должен находить общий язык и быть в диалоге. Как врач, сыщик или психолог он дотошен и имеет план опроса, знает, что хочет найти. Он собирает информацию, задает много вопросов, исследует большой массив информации как при общении с заказчиком, так и при создании текстов. Да, это требует времени, но все необходимо для того, чтобы четко поставить задачу и хорошо ее выполнить. Анализируя факты и информацию, выявляя проблемы, он переводит последние в область задач, то есть того, что подлежит решению. Решению посредством текста.
3. Достигать бизнес-целей с помощью текстов
Копирайтер совместно с заказчиком планирует контент-стратегию – план достижения бизнес-целей с помощью контента. Определяет, для какой аудитории мы пишем, что мы пишем, какие типы текста используем в зависимости от поставленной цели, в каких каналах продвижения размещаем, какой реакции мы хотим добиться от аудитории.
Копирайтер работает связующим звеном между заказчиком и его клиентами. Рассказав о достоинствах продукта, услуги, репутации, ценностях компании копирайтер помогает понять заказчику и клиентам, что они нужны друг другу.
Есть три цели текста – продажа, вовлечение и создание репутации. Цель – это про что-то глобальное. Задача же – небольшой шаг, то, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
4. Использует разные типы текстов
В зависимости от поставленных задач принято делить тексты на 6 типов. И все эти типы будут отличаться друг от друга стилистикой и структурой.
Текст репутационный. Он формирует экспертность нашего заказчика, чтобы клиент понял: а этот специалист действительно специалист в своем деле. В зависимости от заказчика, репутационный текст – это и публикация с фото «до» и «после» в случае с услугами парикмахера, и пошаговое руководство по организации детского праздника, и разбор нашим заказчиком последней статьи профессионального эксперта.
Текст продающий. Призван побудить человека написать/позвонить/ зарегистрироваться и оплатить.
Текст мотивирующий. Призван вызывать у человека желание сопричастности, побудить участвовать в деле заказчика. Бегать марафоны, делать зарядку по утрам, участвовать в делах благотворительности.
Текст вирусный ставит перед собой задачу максимального вовлечения. Как запустить вирус? Создать нечто, что подхватит большая аудитория. Варианты - сформировать свою позицию, максимально дискуссионную, написать об актуальной для многих проблеме и предложить свое решение, попросить совета или какого-то иного участия, высказаться по новостной повестке.
Художественный, он же эмоциональный текст. Часто не имеет собственных задач, а нацелен на контакт с читателем. В нем много метафор, описания действий, эмоцинально окрашенных образов и ситуаций.
Текст информационный. Его задача – донести нейтрально окрашенную информацию. Максимально четко и понятно описать существо вопроса. Сухая выжимка фактов, максимум пользы. Четкие требования к стилистике.
5. Специализироваться в своей нише
Когда входишь в профессию копирайтера, начинаешь понимать, сколько же вокруг текста. Слоганы, сайты, рекламные тексты, буклеты, обзоры, статьи в Википедии. Это и коммерческий копирайтинг, и копирайтинг, нацеленный на три вида коммуникации, и обширные статьи на специализированные темы. Как не потеряться в этом море предложений?
Сейчас опишем идеальную ситуацию. Хорошо иметь специализацию и опыт – знаешь тонкости работы, подводные камни, лайфхаки, экспертов.
Какая может быть специализация в копирайтинге?
Хотелось бы выделить здесь коммерческий копирайтинг, копирайтинг по видам коммуникации, специализированный копирайтинг.
Коммерческий копирайтинг. Тексты для SEO-оптимизации, карточки товаров на маркетплейсах, коммерческие лонгриды, скрипты для продаж, цепочки писем для рассылки – это коммерческий копирайтинг. У него своя специфика, свои требования.
Для SEO-текстов копирайтер не просто пишет текст с ключевые запросами, но и пользуется специальными программами, анализирующими текст.
Карточка товара – квинтэссенция информации о нем, она должна быть написана кратко, емко и привлекательно.
Копирайтинг по видам коммуникации подразделяется на внутреннюю, внешнюю и партнерскую коммуникацию. Внутренняя коммуникация – наполнение корпоративного сайта, переписка между отделами и спичрайтинг. Внешняя коммуникация -- посты для соцсетей, создание одностраничных сайтов (лендингов). Партнерская коммуникация – тексты для партнеров и франчайзи, франчайзи-буки, инструкции.
Специализированный копирайтинг предполагает написание текстов, для которых требуются специальные познания в определенной области. У профессионалов в этой области за плечами профильное образование и релевантный опыт, чтобы в качестве знатока писать, скажем, о медицине, вопросах права, проблемах кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, проблемах ракетостроения или чувствительности тестов на ковид.
Как видим, поле для приложения усилий обширное, главное – найти свое место, и тогда в мире текста станет на одного реализованного профессионала больше, а бизнес будет успешно работать и радовать своих покупателей