Найти тему

Затерянные миры Чегемского ущелья. Село Эльтюбю

/Республика Кабардино-Балкария/

Когда-то в глубине Чегемского ущелья, за тесниной было четыре села. Сейчас осталось только два – Булунгу и Эльтюбю. Они как братья-близнецы – внешне похожи, а характеры разные. Булунгу – моя любовь и мой дом (пусть только временный), это село социально-общественный центр ущелья, а Эльтюбю – культурно-исторический. В Эльтюбю можно смело остаться на пару дней, чтобы успеть рассмотреть все его достопримечательности.

Просто невозможно писать про Эльтюбю, не упоминая про Булунгу. Здесь всё такое же, но немного другое. Вместо отделения почты – ящик для писем и отдельно стоящий телефон, вместо школы – школьный автобус, есть и антенна для связи с иными мирами, как в Булунгу, здесь она установлена на площадке посреди села.

Не по площади (как ее тут считать?), но по количеству жителей, согласно переписи населения, Эльтюбю раза в четыре меньше Булунгу. А вот горизонтальных земель здесь побольше, глаза жадно хлебают равнинный простор. Присмотревшись понимаешь, что на самом деле эта условно ровная долина заканчивается, не успев начаться, а горы уходят вверх сыпучей породой. Может быть поэтому в Эльтюбю я встречала много пасущихся баранов, а коров даже и припомнить не могу.

Так же издалека приходит в село по желтым трубам магистральный газ и уходит дальше, в Булунгу.

Мне показалось, что Эльтюбю – место туристами более обласканное. Чего только стоит дорожный знак с названием населенного пункта, весь заклеенный стикерами. Понятно, село довольно близко находится от островка в Чегемском ущелье, освоенном цивилизацией – парка «Флай Чегем».

А еще в Эльтюбю есть настоящая гостиница с кафе и каминным залом. По крайней мере, на ней так написано. Конечно, есть и мечеть. В остальном, архитектура села такая же пестрая, как в Булунгу, и часто, чтобы войти в дом, надо спуститься или подняться по ступенькам во двор.

Осмотр достопримечательностей начали с башни Балкаруковых, правда, близко к ней не подошли. В Эльтюбю есть места и пораскрученней, но башня более всего впечатлила своей историей, переплетенной с легендами. В 2015 году Министерство Культуры зарегистрировало объект культурного наследия федерального значения «Башня замка Балкаруковых», как памятник градостроительства и архитектуры XVIII века. Башня напоминает аналогичные сооружения на территории Грузии и по преданию была построена сванскими мастерами, приглашенными представителем княжеского владетельного рода Ахтуганом Балкаруковым.

Башня замка Балкаруковых за стогами сена
Башня замка Балкаруковых за стогами сена

Легенда говорит о том, что в этой башне князь прятал прекрасную девушку, которую то ли выиграл, то ли честно выменял у дагестанцев. Но отец девушки был другого мнения и планировал захват, прибыв к замку с войском. Все решилось мирно, красавица Каримэ вышла к землякам, рассказала, что живется ей хорошо, её не обижают и обратно в отчий дом она не собирается. Князь Ахтуган, как честный человек, тут же выразил желание жениться. Прибывшие дагестанцы и балкарцы сыграли свадьбу, а башню назвали Башней Любви. Правда эта история красивей, чем просто «башня использовалась для обороны»?

На башню мы посмотрели сверху, то есть уже сошли с центральной улицы Эльтюбю и пойдем вдоль реки Джылгы-Су вглубь ущелья перпендикулярного ущелью Чегемскому.

Если идти так упорно, преодолевая перевалы, то дня через три можно дойти до Баксанского ущелья и оказаться в Приэльбрусье, где кипит жизнь. Но здесь, за стеной гор, в затерянном мире, нет ни пунктов проката, ни огоньков кафе.

Однако есть хочется, поэтому у грота устраиваем непланированный привал. Такое случается, если гид немного расслабится и отстанет от группы. Проголодавшейся группы.

О происхождении грота достоверной информации нет, есть предположение, что существует он с незапамятных времен и был еще стоянкой пещерного человека. Сейчас грот тоже используется людьми и животными, как укрытие от непогоды и место для отдыха.

Первой монотеистической религией, пришедшей на смену язычеству в этих местах, было христианство. Во времена гонений, нападений иноплеменников, язычников христиане уходили в горы, унося с собой самое ценное – богослужебную утварь и книги. Уходили в горы в буквальном смысле. В этих местах довольно мягкая порода и скалы изрыты ходами, сохранившимися до наших временем. Некоторые из них выходят на поверхность, как, например, греческая лестница.

Греческая лестница, конечно, хороша, но от видов, которые открываются там во все четыре стороны, буквально дух захватывает. Вроде, шли недолго, а пришли к каким-то сказочным громадинам. Глядя на них я вспоминала столпы Аргоната из «Властелина колец» и мне казалось, что статуи королей древности где-то здесь, в этих горах, охраняют проход к Баксану.

К счастью, мы ничего не нарушили, поэтому спокойно спустились обратно и, перейдя реку Джылгы-Су, оказались на улице Кайсына Кулиева.

Дом Кайсына Кулиева сохранился до наших времен. Он стоит в старой части села, куда балкарцы не вернулись после депортации в 1944 году. Дом бережно хранится, а заодно и некоторые здания по соседству. Там, по-прежнему, бывают их хозяева.

Сейчас так уже не строят, изменились материалы и технологии. Но дома балкарцев построенные в конце XVIII века напоминают домики хоббитов из все того же «Властелина колец» – небольшие строения буквально врыты в горы, а крыша устлана живым ковром из травы. Выглядит очень уютно и маскировка идеальная.

Мемориальный комплекс «100 шагов к Кайсыну» начинается в центре села у мечети. Оттуда вверх, до дома поэта, вдоль улицы – каменная стена с мраморными плитами, на каждой плите – одно из стихотворений Кулиева.

После окончания педагогического техникума в Нальчике Кайсын Кулиев учился в ГИТИСе и в Литературном институте в Москве, был принят в Союз писателей, публиковался. В Великую Отечественную сражался на фронте, был тяжело ранен под Орлом, некоторое время провел в тылу. Обласканный известными советскими поэтами выступал на творческих вечерах и публиковался в центральной прессе, после лечения вернулся на фронт. Сборник его стихов был выдвинут на соискание Сталинской премии. Но в связи с депортацией балкарцев премию отменили, а сам Кайсын Кулиев поехал за соотечественниками в Киргизию, без права публиковаться. Судьбу своего народа поэт разделил сполна.

Дорогой Кайсын,.. Вы из тех немногих, которых природа создает, чтобы они были счастливы в любом положении, даже в горе.
…Прирождённый талант есть детская модель вселенной, заложенная с малых лет в ваше сердце, школьное пособие для постижения мира изнутри с его лучшей и ошеломляющей стороны.
Борис Пастернак, 1948 г.

Прямо с улицы Кулиева направо и вверх уходит безымянная дорога, ведущая к самой известной достопримечательности Эльтюбю, группе усыпальниц, датируемых XI-XVIII веками. Разброс дат довольно велик. Постройки для захоронения усопших появились еще во времена язычества, но с приходом ислама традиция хоронить своих близких в родовых кешене сохранилась.

Теперь, когда вы знаете про Эльтюбю почти все, самое время перейти по ссылке и сравнить его с Булунгу →

А здесь можно посмотреть все публикации о Чегемском ущелье →

Так как все же правильно – Эльтюбю, Эл-Тюбю или Эл-Тубю?! Точного ответа на этот вопрос наука пока не дала... Однако, тюркские названия географических объектов в русском языке принято писать через дефис, если изначально они состоят из двух слов. Точный перевод Эл-Тюбю (и Эл-Тубю) мне найти не удалось, но подозреваю, что правильно именно так и уж тем более без мягкого знака. Если же вы собрались отправлять письмо, то лучше в Эльтюбю, чтоб дошло.

9.05.2023, высота 1500 м