В данной статье я выражаю свое мнение на основании данных из ресурсов.
Введение
В ближайшие три десятилетия ожидается, что крупнейшими экономиками мира будут Индия и Китай. В Индии эксперты ожидают бурного роста среднего класса и рост ВВП. Что же касается Китая, то вследствие политики “одна семья - один ребенок”, мы ожидаем большой пласт пожилого населения и сокращение численности населения, что в свою очередь ведет к снижение экономической активности Китая.
1-й раздел. Демография.
Фактор численности населения и, соответственно, доступности трудовых ресурсов играют значительную роль в росте экономик Китая и Индии.
По численности населения Китай и Индия вместе – это треть населения земного шара.
Население Индии на конец 2022 года составляло 1,417 млрд, согласно оценкам World Population Review (WPR) (независимой организации, занимающейся переписью и демографией), что на 5 млн больше, чем в Китае, где показатель, согласно официальным данным National Statistics Bureau (Национального статистического бюро), составил 1,412 млрд.
Траектория численности населения
Индия, где половина населения моложе 30 лет, в ближайшие годы станет самой быстрорастущей крупной экономикой в мире. Но чтобы максимально использовать демографический дивиденд и обеспечить стране поддержание своего мирового роста, то необходимо в срочном порядке создавать больше рабочих мест для миллионов людей, поступающих на работу каждый год, поскольку страна отходит от рабочих мест в сельском хозяйстве.
ООН предсказывала, что Индия обгонит Китай и станет лидером по численности населения в мире, но ожидала этого позже: по состоянию на 18 января 2023 года, население Индии уже выросло до 1,423 млрд, согласно WPR. По оценке исследовательской платформы Macrotrends, показатель составляет 1,428 млрд.
Стоит заметить, что, несмотря на быстрый экономический рост Индии до Covid и ее относительно сильное восстановление после пандемии, около 800 миллионов человек по-прежнему полагаются на бесплатное питание пайки от правительства, крупнейшая программа такого рода в мире.
Население Китая начало сокращаться в 2022 году впервые с 1961 года: на конец 2022 года оно составляло 1,411 млрд., что на 850 тыс. меньше, чем в конце 2021 года, согласно данным, опубликованным Национальным статистическим бюро (от 17 января 2023 г.). Также стоит обратить внимание на качественную составляющую населения Китая: в настоящее время в Китае насчитывается около 200 млн жителей в возрасте свыше 60 лет. Данная ситуация связана с проводимой с 1970-х гг. политикой “одна семья - один ребенок”, с поправками в 2014 г. и 2016 г., когда семьям было разрешено иметь двух детей - “одна семья - два ребенка”. По оценке китайских ученых, если существующую тенденцию не переломить, то к 2030 г. показатель достигнет 300 млн, а к 2050 г. в КНР будет насчитываться около 487 млн человек этой возрастной группы. Иначе говоря, пожилые люди будут составлять 35% жителей Китая, а население Китая уже в 2027 г. (по некоторым источникам, с 2025 г.) может начать сокращаться.
По прогнозу ООН, отрыв Индии от Китая по численности населения к 2050 году превысит 300 млн человек (1,312 у Китая против 1,670 млрд у Индии).
1.1 Численность населения Индии (1950–2023). Прогнозы ООН до 2100 года.
1.2 Численность населения Китая (1950–2023). Прогнозы ООН до 2100 года.
Нынешнее население Китая в 2023 году составляет 1 425 671 352 человека, что на 0,02% меньше, чем в 2022 году.
2-й раздел. Экономика.
По данным Международного валютного фонда (МВФ) («Перспективы развития мировой экономики» от 31 января 2023 г.), на Китай и Индию будет приходиться половина мирового экономического роста в 2023 г. по сравнению с десятой частью для США и ЕС вместе взятых.
МВФ заявил, что рост ВВП Китая, как ожидается, достигнет 5,2% в течение 2023 г., в то время как Индия достигнет роста в 7%. Оба настроены на небольшое снижение ВВП в 2024 г., прежде чем восстановиться в 2025 г., а это означает, что китайское и индийское потребительство станет привлекательными рынками для предприятий, ищущих более высокую доходность, чем в настоящее время может обеспечить Запад.
Средние показатели роста мирового ВВП в 2023 г. составляют 2,9%, что по-прежнему ниже исторического (2000-19 гг.) среднего показателя в 3,8%.
Прогнозируется, что США вырастут всего на 1,4%, а ЕС - на 0,7%.
Прирост ВВП Индии и Китая
Индия
Китай
Инфляция также будет снижаться, хотя все еще остается высокой. Ожидается, что глобальная инфляция снизится с 8,8% в 2022 г. до 6,6% в 2023 г., хотя это все еще выше допандемического (2017–19 гг.) уровня около 3,5%. Опять же, Азия выходит впереди кривой восстановления здесь по сравнению с западными экономиками. Уровень инфляции в Китае оценивается примерно в 2,3%, а в Индии - около 4,7%. АСЕАН публикует ставки около 4,2%, а ОАЭ - 3,2%.
По мере развития азиатских экономик и продвигаемой Китаем политики «интернационализации юаня», вероятно, будет расти и роль их валют в международных расчетах и инвестициях, хотя этот процесс происходит медленно. Так, по данным МВФ, доля доллара в международных резервах за последние 20 лет снизилась на 12 п. п. с 71% до 59%, доля евро держится вблизи 20%, доля же корзины нетрадиционных валют (австралийский и канадский доллар, юань, швейцарский франк и ряд других) повысилась почти с нуля до 10%, но на юань приходится менее 3%. Доля юаня в международных расчетах, по данным SWIFT, составляет около 3% против 41% у доллара и 35% у евро.
По прогнозам, Китай и Индия продолжат расти опережающими темпами и в течение 10-15 лет по абсолютному размеру ВВП Китай может стать первой экономикой мира, обогнав США. В то же время не стоит забывать, что по ВВП на душу населения Китай и Индия в разы отстают от США и развитых европейских стран.
За последнее десятилетие Китай повысил свои возможности по обеспечению продовольственной безопасности благодаря более высокому объему годового производства зерна и стабильному функционированию рынка.
Индия имеет более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Сельскохозяйственные растения можно выращивать в течение всего года, но на западе сказывается недостаток влаги. Страна расположена в субэкваториальном климатическом поясе.
3-й раздел. Прямые иностранные инвестиции.
3.1 Продвижение и политика иностранных инвестиций
1) Индия
В Настоящее время ПИИ разрешены в большинство отраслей индийской экономики, ограничения сохраняются только в чувствительных для страны сферах (например, оборона и сельское хозяйство). В соответствии с «Консолидированной политикой в отношении прямых иностранных инвестиций», действующей с 10 апреля 2012 г., установлены следующие предельные уровни их допуска в экономику Индии:
- банковский сектор - до 74% в автоматическом режиме в соответствии с директивами РБИ;
- небанковские финансовые компании, занимающиеся такой деятельностью, как брокерские услуги на фондовых биржах, операции с венчурным капиталом, услуги по хранению, обмен валюты, факторинг, лизинг, услуги в области инвестирования, финансирование жилищного строительства, управление активами, услуги портфельного управления, финансовые консультации, операции с кредитными картами, - до 100%;
- страхование - до 26% в автоматическом режиме при условии получения лицензии Управления по регулированию деятельности в сфере страхования;
- базовые услуги в сфере телекоммуникаций (мобильная связь, пейджинг, глобальная мобильная персональная спутниковая связь) при наличии лицензии Департамента телекоммуникаций и одобрения Совета по содействию иностранным инвестициям - до 74%; в производство средств дальней связи – до 100%;
- нефтяная отрасль (исключая нефтепереработку) - до 100% в автоматическом режиме (для газодобывающей промышленности при условии разрешения Совета по содействию иностранным инвестициям);
- нефтепереработка - до 26% в государственные предприятия (автоматический режим не применяется). В частные индийские предприятия - до 100% в автоматическом режиме;
- строительство объектов недвижимости (жилищное строительство, строительство торговых помещений, гостиниц, курортов, больниц, образовательных учреждений, мест отдыха и развлечений, городской и районной инфраструктуры) - до 100% в режиме автоматического одобрения;
- угледобывающая отрасль - до 100% в частные энергетические компании, занимающиеся разведкой и добычей угля для собственного потребления;
- добыча и переработка радиоактивных минералов – до 74%,
с разрешения Комиссии по атомной энергии Индии – более 74%;
- оборонная промышленность - до 26% при условии разрешения правительства Индии;
- в сельском хозяйстве иностранные инвестиции не разрешаются, за
исключением чайных плантаций (с одобрения индийского правительства – до 100%);
- научно-технические и научно-популярные печатные периодические издания - до 100%; новостные издания и телевизионные спутниковые каналы - до 26%;
- производство телевизионного программного обеспечения - до 100% с разрешения индийского правительства; в проектирование, монтаж и налаживание аппаратного обеспечения линий спутниковой и кабельной связи
– до 49%; обеспечение непосредственного телевещания (прием телевизионных сигналов) – до 20%; наземное радиовещание в диапазоне FM
– до 20%. Инвестиции частных операторов в наземные передающие телевизионные сети не разрешаются;
- производство, передача и распределение электроэнергии (за исключением электроэнергии, вырабатываемой АЭС)- до 100%;
- производство фармацевтических и лекарственных препаратов – до 100% в автоматическом режиме. Если для их производства обязательно требуется получение лицензии или используются методы генной инженерии, необходимо разрешение индийского правительства;
- гостиничное дело и сфера туризма - до 100% в автоматическом режиме;
- разведка и добыча алмазов и драгоценных камней – до 74% в автоматическом режиме, в разведку, добычу и обработку золота и серебра - до 100%;
- предприятия почтовой службы - до 100% с разрешения правительства (за исключением компаний, занимающихся рассылкой писем);
- производство оборудования для контроля за загрязнением окружающей среды и интегрированных систем охраны окружающей среды - до 100% в автоматическом режиме;
- рекламное дело и кинопроизводство - до 100% в автоматическом режиме;
- создание скоростных транспортных систем для массовых пассажирских перевозок - до 100% в автоматическом режиме.
В соответствии с действующим законодательством запрещены любые формы иностранных инвестиций в атомную энергетику, лотерейный и игровой бизнес. Правительство Индии последовательно проводит политику либерализации экономики страны, устраняет ограничения в области инвестирования, упрощает бюрократические процедуры, повышает транспарентность в работе государственных органов власти, облегчает доступ иностранных технологий и инвестиций, поощряет государственно- частное партнерство.
2) Китай
Для вовлечения китайской экономики в мировую систему и установления внешнеторговых связей была провозглашена «политика открытости» с отходом от закрытой коммунистической системы в стране. В рамках нее подразумевалась организация 4 СЭЗ (специальных экономических зон) в провинциях Гуандун и Фуцзянь со специальным налоговым режимом лояльным для иностранных инвесторов. Дополнительно в СЭЗ была создана специальная развитая инфраструктура и нормативно - правовая база. СЭЗ отличались от других провинций Китая тем, что предприятия на данной территории пользовались большой свободой действия независимо от решений чиновников. Уже в 1979 г. происходит подписание закона о совместных иностранных предприятиях. С тех пор вплоть до вступления в ВТО, наиболее востребованным среди инвесторов будет участие в совместных венчурных предприятия. В 1984г. инвесторам был открыт путь к 14 приморским городам, провозглашенными «открытыми». А через год в прибрежных областях были созданы открытые экономические районы.
Поощряют ПИИ в аграрный сектор, текстильную и химическую промышленность, нефтехимическую и аэрокосмическую сферы, электронную промышленность, металлургия – (всего 260 отраслей). Как приоритетные для инвестирования, правительство выделяет сферу услуг, а также центры для подготовки кадров и фирмы, отстаивающие защиту интеллектуальных прав. Категория «запрещенных» отраслей промышленности обычно охватывает отрасли, касающиеся национальной политики или общественной безопасности, такие как: азартные игры, СМИ, производство табачных изделий, услуги курьерской службы и консультации по юридическим вопросам в Китае, что означает, что именно данные отрасли расцениваются правительством Китая, как рискованные для инвестирования с точки зрения безопасности.
Одной из особенностей в правовом регулировании инвестиций в Китае является выделение категорий инвестиций, в соответствии с чем определяются возможность и условия инвестирования в отдельные отрасли экономики:
· Поощряемые. Иностранные инвестиции этой категории получают преимущества от беспошлинного импорта некоторого оборудования и других подобных стимулирующих мер. Данная категория включает 349 отраслей.
· Ограниченные. Инвестиции в данные отрасли подвергаются различным ограничениям и требуют получения согласований. В эту категорию входят 38 секторов, но по существующим ограничениям могут быть послабления или их могут снять в центральных и западных регионах Китая.
· Запрещенные. Для иностранных инвестиций закрыты такие сферы, как контроль воздушного транспорта, почтовые услуги, консультационные услуги по правовым вопросам и ряд других.
· Разрешенные. Инвестиции, не включенные ни в одну из указанных категорий, по общему правилу считаются разрешенными. На данный момент наблюдается тенденция по исключению ряда отраслей из категории запрещенных сфер, в результате чего они переходят в категорию разрешенных (например, транспорт и сфера услуг, обрабатывающая промышленность, горнодобывающая и нефтегазовая промышленность).
3.2 Сравнение
Политика ПИИ в Китае началась развиваться с открытием Особых Экономических зон в 1978-1984 годах. В Индии развитие политики ПИИ связано с полной экономической либерализацией после экономического кризиса 1991 года. Сравнивая рост ПИИ в страны на 2022 год: в Китай на - 189,13 миллиарда долларов и в Индию - 83,6 миллиарда долларов; можно сказать, что КНР преимущественно обгоняет своего соседа.
Если говорить про «инвестиционные» отношения Индии и КНР, то важно сказать, что китайские компании активно инвестируют в индийские предприятия. Однако в 2020 году Индия пересмотрела политику ПИИ в отношении инвестиций КНР в страну. Новая политика в области ПИИ перенаправила все поступающие предложения на путь утверждения правительством, но из-за недавнего пограничного противостояния до сих пор никаких разрешений дано не было. Это результирующее нагромождение вредит ожиданиям китайских компаний в Индии и индийских компаний, нуждающихся в китайском финансировании.
Это результирующее нагромождение вредит ожиданиям китайских компаний в Индии и индийских компаний, нуждающихся в китайском финансировании.
Инвестиции с долей до 25% в «не чувствительных» секторах, таких как тяжелое машиностроение, автомобильные запчасти, услуги и технологии, не имеющие никаких последствий для безопасности, могут вернуться к автоматическому маршруту для стран, с которыми Индия разделяет сухопутные границы.
Политика ПИИ в Индии все больше переходит в автоматический режим (инвестиции в сферы без контроля государства). В КНР такого нет, так как в Поднебесной все контролируется правительством. Данная тенденция может привести к тому, что поток прямых иностранных инвестиций в Индию перегонит инвестиции в Китай, но это может произойти через 15–20 лет, потому что на данный момент у КНР ПИИ больше чем в 2 раза превышает индийский.
4-й раздел. Вывод и прогнозы на будущее.
Проанализировав вышепредставленные направления, можно сделать вывод, что в ближайшие 10-15 лет КНР, поддерживающая сегодняшнюю политику и позицию, сохранит преимущество на мировой арене. Однако через 20-30 лет Индия за счёт развития ПИИ, сотрудничества с странами-гигантами в лице РФ и США сможет перегнать Китай во многих сферах.
Определенно стоит подметить тот факт, что преимущество по количеству населения поднимет статус Индии на мировой арене, потому что она сместит Китай с позиции, которую Поднебесная поддерживала на протяжении долгого времени.
Если говорить про рост ВВП, то по последним данным у КНР сократился до 3%, а у Индии составил 7%. Считается, что в течение определённого времени Индия сможет сохранить такой темп развития, однако утверждать, что она опередит Китай, бессмысленно, так как разрыв в развитии велик и Индия точно не сможет перегнать Китай в ближайшие десятилетия.
Следует подчеркнуть, что у Индии есть партнер-гигант в лице США. Соединённые Штаты имеют главного конкурента – Китай, поэтому они поддерживают Индию, так как хотят иметь влияние в Индийско – Тихоокеанском регионе. Для США Индия – ценный партнер, поэтому они не ограничивают Индию в сотрудничестве с Россией. Конечно не только поддержка США повлияет на выход в лидеры для Индии, однако это огромный толчок для активного и быстрого развития для этой страны во всех отраслях.
В написании данной статьи мне помогала моя подруга и одногруппница Дубровская Мария
Источники:
1. 2023 World Population by Country (Live) (worldpopulationreview.com)
2. India Population Overtakes China to Become World’s Biggest, Analysts Estimate - Bloomberg
3. India Population 1950–2023 | MacroTrends
4. WPP2022_Data_Sources.pdf (un.org)
5. China, India, To Be Major Growth Drivers During 2023 - IMF - Asia Business News (asiabriefing.com)
6. China, India, to Be Major Growth Drivers During 2023 - IMF (infobrics.org)
7. https://www.macrotrends.net/countries/IND/india/population'%3EIndia
8. https://www.macrotrends.net/countries/CHN/china/population'%3EChina
9. United Nations - World Population Prospects
10. Inflation Peaking amid Low Growth (imf.org)
11. Индия и Китай — быстрорастущие экономики: эксперт назвала причины роста - ИА REGNUM
12. https://ru.tradingeconomics.com/country/full-year-gdp-growth
14. https://www.investindia.gov.in/ru-ru/country/china
16. https://take-profit.org/statistics/foreign-direct-investment/