Найти в Дзене
ProHorror (18+)

100 лучших фильмов ужасов по версии одного фаната жанра. Часть шестая. 5 европейских хорроров.

Окинув беглым взглядом азиатский хоррор в предыдущей части, самое время развернуться на 180 градусов и отправиться в Европу, где также существуют свои традиции и своё видение страшного кинематографа. Далее снова пять картин – пугающих, странных, вычурно-театральных и закрепивших за собой место в истории жанра и сердцах фанатов. Титан Режиссёр: Жюлия Дюкорно
Год выхода: 2020
Франция, Бельгия Девушка, с имплантированной в голову титановой пластиной, однажды беременеет… от автомобиля, после чего становится кровожадной маньячкой. Так мог бы звучать синопсис фильма студии «Трома», но это сюжет картины-лауреата Каннского кинофестиваля. Впрочем, история кровавых преступлений, которая разворачивается в фильме, является едва ли не самым блёклым местом на фоне деформации и тотальной реконструкции личности главной героини. Идя по следам Дэвида Кроненберга (причём активно это подчёркивая), француженка Жюлия Дюкорно отказывается от компромиссов и режет наживую, одновременно приближая своё творение
Оглавление

Окинув беглым взглядом азиатский хоррор в предыдущей части, самое время развернуться на 180 градусов и отправиться в Европу, где также существуют свои традиции и своё видение страшного кинематографа. Далее снова пять картин – пугающих, странных, вычурно-театральных и закрепивших за собой место в истории жанра и сердцах фанатов.

Титан

Режиссёр: Жюлия Дюкорно
Год выхода: 2020
Франция, Бельгия

Девушка, с имплантированной в голову титановой пластиной, однажды беременеет… от автомобиля, после чего становится кровожадной маньячкой. Так мог бы звучать синопсис фильма студии «Трома», но это сюжет картины-лауреата Каннского кинофестиваля. Впрочем, история кровавых преступлений, которая разворачивается в фильме, является едва ли не самым блёклым местом на фоне деформации и тотальной реконструкции личности главной героини. Идя по следам Дэвида Кроненберга (причём активно это подчёркивая), француженка Жюлия Дюкорно отказывается от компромиссов и режет наживую, одновременно приближая своё творение к так называемому «французскому экстриму», едва не скатываясь в трэш, и оставаясь при этом добротным бодихоррором, на который потом наверняка будут ссылаться, как и сейчас на Кроненберга того же.

  • Лучшая сцена: сцена совокупления человека с машиной, заставляющая воображение работать по-максимуму

Глаза без лица

Режиссёр: Жорж Франжю
Год выхода: 1959
Франция, Италия
-2

История о безрассудной любви врача то ли к своей дочери, то ли к делу своей жизни. По сюжету молодая и некогда наверняка красивая девушка вынуждена сидеть в заточении и носить маску только потому, что лишилась однажды в некоем происшествии своего прекрасного лица. Решить эту проблему и пытается талантливый хирург, он же отец главной героини, регулярно пересаживая на её лицо новую кожу, которую берёт у других юных прелестниц. Без их на то согласия, конечно. Стильное и мрачное кино, которое спустя 60 лет всё ещё способно поразить изящностью сценария и смелостью сцен, а также очаровать своей зловещей красотой, как очаровало однажды Джона Карпентера и Педро Альмодовара.

  • Лучшая сцена: в которой демонстрируют ход операции по пересадке кожи

Репортаж

Режиссёр: Жауме Балагеро, Пако Пласа
Год выхода: 2007
Испания
-3

Тема живых мертвецов, кажется, никогда не уйдёт из страшного кино, сколь бы много внимания ей уже ни было уделено. Тем более, что тема эта не сугубо голливудская, а очень даже универсальная. Так, например еще в 70-х Лючио Фульчи привнёс и закрепил тему зомбификации в европейский кинематограф, показав, что не только Ромеро на этом поприще силён. И вот, в середине нулевых к исследованию вопроса приступает на тот момент уже достаточно опытный кинематографист Жауме Балагеро со своим коллегой Пако Пласа. Причем делают это они с документальной дотошностью, облачая свою картину в формат «найденных плёнок», на тот момент ещё не успевший набить оскомину. Вышло впечатляюще. Страшно. И почти достоверно. Да настолько, что в США, разумеется, позже взялись за ремейк.

  • Лучшая сцена: всё, что предшествует непосредственно финалу; заставляет испугаться даже самых стойких.

Тьма

Режиссёр: Жауме Балагеро
Год выхода: 2002
Испания, США
-4

Жауме Балагеро, наверное, можно считать если не главным, то точно одним из важнейших экспортёров испанского хоррора на мировой рынок. За пять лет до обласканного зрителями «Репортажа» испанец выпускает внешне куда более скромную, но содержательно куда более богатую картину. История, начинающаяся по-жанровому стандартно – с переезда семьи в новый дом, оборачивается в итоге размышлением о детских травмах, неотвратимости судьбы и, конечно же, тёмных семейных секретах. Таким образом, тьма тут выступает не только изобразительным средством, но также – поселившаяся в душах и умах героев фильма, - почти что самостоятельным персонажем, двигающим сюжет.

  • Лучшая сцена: та, в которой отец на глазах у маленького сына заходится эпилептическим припадком, стоя в пробке.

О смерти, о любви

Режиссёр: Микеле Соави
Год выхода: 1993
Италия, Франция, Германия
-5

Говорят, что после выхода этой картины, её режиссёр Микеле Соави, решил уйти из кино. Мол, успеха лента не снискала, вот автор и психанул. Однако, бывает же так, что на фоне коммерческого провала некоторые фильмы получают что-то более важное, например, признание. У ленты, рассказывающей о мытарствах кладбищенского смотрителя и его борьбе с нежитью, сложилась вполне неплохая судьба на жанровых кинофестивалях, Мартин Скорсезе назвал её одним из лучших итальянских фильмов 90-х, а Тарантино, впечатлившись картиной, аж предложил Соави снять «От заката до рассвета» (тот, правда, отказался). И это уже не говоря о всенародной любви фанатов и критиков, которые, похоже, смогли разглядеть в этом фильме больше чем просто дурашливую зарисовку из жизни некрофилов. А Соави, кстати, спустя несколько лет в кино вернулся.

  • Лучшая сцена: в которой герой Руперта Эверетта картинно занимается любовью посреди кладбища

С подборкой азиатских хорроров можно ознакомиться тут