Юрюза́нь — река на Южном Урале, левый приток Уфы (бассейн Волги) , течет в Башкирии и Челябинской области.
Название реки Юрюзань произошло от башкирского «Эризань», что означает «быстрая река». Длина 404 км. Бассейн 7240 км². Расход воды 55 м³/с.
По территории Челябинской области Юрюзань протекает через города Юрюзань, Трёхгорный и Усть-Катав, в Башкирии через сёла и посёлки и впадает в Павловское водохранилище. На Юрюзани стоит известный курорт Янгантау.
Охраняемый участок реки расположен от Смирновского моста до устья р. Наси на территории Усть-Катавского городского округа. Является гидрологическим памятником природы.
Согласно официальным источникам Усть-Катавского городского округа, в 2024 году анонсируется появление новой экологической тропы на территории памятника природы - реки Юрюзань (от Смирнова моста до устья реки Наси)!
Река Юрюзань — популярное место водных походов (сплавов), протекает среди живописных гор и скал Южного Урала.
«Как змея, извивается поезд, и с высоты обрывов открывается беспредельная даль долин Белой, Уфы, Сима, Юрюзани с панорамой, смытой мглой покрытых лесом вечнозеленых гор Урала. В этой мглистой синеве щемящий и захватывающий простор, покой и тишина. Как редкие зубы старой ведьмы, торчат над простором серые скалы, и, словно приклеенный, вьется там на высоте железнодорожный путь по реке Юрюзани», —так записывал в своей тетради в конце прошлого века инженер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский.
В Усть-Катаве, одном из красивейших мест Южного Урала, который ещё с демидовских времён славился своим железоделательным заводом, Гарин-Михайловский поселился в 1886 году. Тогда он получил назначение на строительство Самаро-Златоустовской дороги. Дорога прошла по долинам рек, через горы без единого тоннеля. Приспособленная к рельефу местности, она сэкономила много денег.
Фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского, путешествовавшего по Южному Уралу летом 1910 года, впечатлили горы, бурные реки, геометричные закругления железной дороги и заводы, органично вписанные в ландшафт. В его объектив попали места, где природа и творения человека сплелись в единое целое, в том числе река Юрюзань, прибрежные скалы и железнодорожный мост.
Его поезд остановился около железнодорожного моста (его называют Смирновским) через Юрюзань. Здесь фотограф сделал три цветных снимка. Железная дорога в этом месте зажата между подножием скалы и рекой, огибает гору, а подпорная стенка поддерживает ее у самой воды, и в этом окружении зеленых притесов словно парит округлая ферма моста.
Сейчас река ЮрЕзань стала ЮрЮзанью, а Юрезанский мост теперь стал Смирновым (в др. источниках Смирновским) мостом, по названию скалы Смирный гребень, находящимся на левом берегу за мостом.
Много интересного можно увидеть на обоих берегах Юрюзани: многочисленные скалы и пещеры (Большая Усть-Катавская (Хапова), Станционная, Салаватская и др.), чистейшие родники и минеральные источники, прекрасные сосновые и березовые леса, грибы и ягоды. Есть хорошие места для купания и удобные подъезды к реке.
Здесь водится вся рыба, присущая горным и равнинным рекам Южного Урала. Река Юрюзань раньше являлась судоходной, по ней в 1920-х годах сплавлялись суда.
Источники информации об инженере Гарине-Михайловском и строительстве железной дороги на Урале:
1) https://uk-museum.chel.muzkult.ru/news/57291793
2)
Спасибо за просмотр!
Если понравилась статья, ставьте лайк👍, подписывайтесь на канал👆 !
Смотрите также : Живописные виды. Гора Шихан (Никольская). По следам фотографа С.М. Прокудина- Горского. Южный Урал (часть 2) ссылка👇