Шёл благословенный 1900 год. Прекрасный век, как потом оказалось, но ненадолго. Одесса была тем местечковым городком в котором уживались люди многих национальностей. И вполне себе никому не мешали, так сказать мирно сосуществовали и вполне благопристойно решали возникающие между ними проблемы. На главной улице города - Дерибасовской фланировали дамы и кавалеры. Это был своего рода променаж, где можно было себя показать если есть, что и самому посмотреть благо было на что. Вот и прогуливались кавалеры и дамы туда-сюда и иногда вбок. Ну там в Гамбринус пивом освежиться, или в палатку под навес сельтерской с мороженным откушать.
Почти в самом начале этого бульвара ярмарки человеческих страстей стоял тихий маленький еврей затрапезной внешности, но вполне в чистом костюмчике и продавал яйца. Яйца были варёные и стоили совсем недорого. Он раз в месяц платил городовому 5 рублей и его никто не трогал. Ни санэпидемстанция, ни экология, ни пожарная охрана, ни водоканалхоз, ни энергосбыт, ни экологическая полиция, ни просто полиция, ни служба безопасности, ни нацгвардия, ни налоговая и так далее, и так далее, и так далее. Все эти службы в приснопамятном 18 веке заменял один городовой и спрос за всё был только с него. Поэтому и ответственного было легче найти. И порядок был настоящий, а не напоказ. Какая удивительная разница между тем веком и последующим. Просто городовому. Просто пять рублей. И всё. Человек спокойно стоит и делает свой гешефт.
Так стоял он там не один год, не пропуская, ни дня на этой Дерибасовской улице. Как-то проходя мимо него человек пять молодых евреев поинтересовались почём продаются вареные яйца. Он сказал, что по десять копеек. Тогда молодые люди спросили, а почём он покупает их сырыми ? Он сказал, что тоже по десять копеек. Вполне закономерно молодёжь спросила, а что же он имеет за свои хлопоты с этих яиц ? Еврей ответил, что он имеет навар! Молодёжь поржала над его ответами и пошла весёлой толпой дальше. Спустя некоторое время один очень любопытный еврейчик из этой компании вернулся назад и спросил, что значат слова старика о наваре с этих яиц ? Старый еврей внимательно посмотрел на молодого, увидел у него в глазах непраздный интерес к этой теме, а также пытливый ум, сказал что если молодому человеку действительно интересно зачем он здесь стоит, как памятник и что такое навар, то пусть постоит рядом какое-то время. И если он будет держать глаза и уши топориком, а мозги открытыми, то он таки, что-нибудь поймёт в этой жизни.
Молодой превратился в монумент и стал внимательно наблюдать за стариком. Подошла к продавцу интересная дама бальзаковского возраста и попросила его, если увидит Серёжу, ну вы знаете, то предайте ему, что я жду его дома пока никого нет до обеда, а чтоб вы не забыли вот вам пять копеек для памяти. Потом подбежал маклер Иосиф с биржи и попросил передать его другу Максу, чтобы он срочно бежал в порт насчёт пеньки, типа он знает и для памяти дал пять копеек. Следом проходящий мимо банковский клерк Соломон попросил передать кассиру оперного театра деньги на два билета, на Травиату и пять копеек лично вам для памяти. Так в заботах и усердии прошла половина дня, и перед молодым еврейчиком открылась во всей красе изящная схема получения капитала, гениальная в своей простоте. По его подсчётам, только до обеда старик выполнил около двадцати поручений фланирующей толпы, коммутируя и соединяя их интересы друг с другом. А основой всего было постоянно-стабильное место старика, где он ещё иногда даже продавал яйца. Уяснив такой необременительный метод заработка, молодой еврей предложил свои услуги в надежде на согласие старика. Старый еврей был несмотря ни на что, всё-таки уже старый еврей и потому за какие-то небольшие, но постоянные проценты передал своё дело, своё детище, так сказать в молодые шустрые руки.
Предупредив того, что время от времени он будет делать контрольные закупки-поручения. Чисто для проверки честности отчисления процентов. Дело продолжалось бы пожалуй до самого появления телефона в городе, если бы молодой энтузиаст не связался с молодёжью из рабочих кварталов. Там его быстро окрутили, запудрили мозги мировой революцией и его особым местом в ней. Яйца которые раньше старый еврей продавал одно-два за месяц, теперь плохо одетая молодёжь стала брать десятками. А в корзинке кроме них лежали ещё и революционные прокламации, в которые и заворачивались эти самые яйца.
Понятно, что такое долго продолжаться не могло. Городовой, который замещал собой все спецслужбы города, являлся человеком большого ума и интуиции, а сеть его осведомителей была велика и крайне эффективна. Сначала он навестил пожилого еврея и спросил не является ли новый продавец яиц его родственником? Только после этого, молодого арестовали и отлаженное годами место встреч и коммуникаций жителей города перестало иметь быть. Молодой революционер тут же стал никому не интересен, даже своим товарищам и белым лебедем с переломанными крыльями и выбитым клювом отправлен был тихой сапой на каторгу в колымские лагеря, где и сгинул по причине слабого здоровья. Через какое-то время появились телефоны, телеграфы. Но сама идея старого еврея делать деньги буквально из воздуха была изящна и проста, как всё гениальное. О том, кто явился предтечей изобретения телефона-телеграфа можно вполне поспорить учитывая опыт одесского еврея. Много позже появился анекдот с двойным дном, про продажу варёных еврейских яиц.
У старого еврея спрашивают - почём Вы продаёте эти варёные яйца ? Причём заметьте, я не спросила - ваши яйца, шоб не нарваться на грубость ! Так почём?
По десять копеек!
А почём сырые?
Тоже по десять копеек!
А шож вы имеете с этого?
Навар !
И всё ?
Так я ж при деле!
Так вот смысл этой последней фразы - Я ж при деле ! и содержит в себе всю квинтэссенцию мудрости старого еврея. Здесь открывается второе дно смысла этого анекдота. Само дело делать не нужно, это слишком тяжело и невыгодно. Уголь там в шахтах добывать, или хлеб сеять. Металл плавить. Гораздо выгоднее быть ПРИ деле. Не так напряжно, а дивиденты почти такие же. Бухгалтером например, ведь при умелом учете можно получать даже больше чем сам рабочий. Придумать что-нибудь. Уж если из воздуха можно делать деньги, то ПРИ производстве для этого море разливанное.... Начиная от системы штрафов до различных лотерей и отпуск товаров и продуктов внутри заводских лавок и лабазов в долг и под запись. Тем более, раз тебе господь дал пытливый ум, то глупо его использовать в шахте или цеху. И такая тенденция стала распространяться уже на отдельные народы. Многие из них имеющие скажем так, пытливый ум работают в сфере обслуживания основного работающего населения.
Подобно тому, как крестьянин обслуживает рабочую скотину, которая делает за него тяжелую физическую работу. Ведь она думает – я здесь главная, а этот человечек обслуживает меня ухаживает за мной. Умный же человечек, кроме её тяжёлой работы, умудряется её иногда ещё и доить, а когда она дряхлеет от непосильного труда, то и пустить на колбасу. Есть в этом какая-то предопределённость и безысходность. Всегда в мировой истории были те, кто работает и были те, на кого работают. Общество равноправия невозможно в принципе, или сказать по учёному - априори. Хотя бы потому что люди не родятся одинаковыми. У одних хорошо получается сажать и выращивать колоски, у других их считать. У третьих охранять колоски от внешних посягательств. У четвёртых воровать чужие колоски. У пятых выгодно продавать колоски. У шестых правильно хранить деньги за проданные колоски и при этом ещё умудряться давать деньги в долг под проценты тем кто производит эти самые колоски. Но это уже высший пилотаж.
Вот и самоорганизуется общество в соответствии со своими природными склонностями и предпочтениями. Делать из кочующего и поющего цыгана космонавта было бы глупо и неэффективно. Хотя ... Иногда некоторые государства экспериментируют по части всеобщего труда, управления государства кухарками и её детьми, идя против законов природы. Природа в любом случае всегда возвращает всё на круги своя. Грустно только по поводу того молодого любопытного еврея с пытливым умом. Хотя то, что его настигло закономерно. Любопытство сгубило кошку. Ну куда он с неоперившимся характером да в калашный ряд! Тот старый человек годами выстраивал свою систему обогащения, а этому она в руки упала за так, вот он её и не удержал. Как ни странно прочно лишь то, что заработано собственным трудом.
Александр Алёхин, Бендеры.