Найти тему
Сова на глобусе

Любимые фильмы ужасов: Kolobos (1999)

Kolobos (он же Расчленитель).

Год рождения: 1999.

Режиссеры: два неважно кто.

Авторы сценария: три неважно кто.

Композитор: умница Уильям Кидд.

В ролях: Эми Вебер, Илья Волок, камео Линнеи Куигли плюс все остальные.

Слоган Blu-ray переиздания фильма намекает, что изначально хотели сделать акцент на кровавом ТВ-шоу, но все пошло немного в другую степь.
Слоган Blu-ray переиздания фильма намекает, что изначально хотели сделать акцент на кровавом ТВ-шоу, но все пошло немного в другую степь.

Я люблю этот фильм ужасов со странной смесью атмосферной ностальгии и легкого непонимания. Хотя даже при первом просмотре ночью на старом видаке он меня скорее удивил, чем напугал. На дворе стоял 2003 год, мне было 16 (или уже 17), и каким-то боком ко мне в руки попала видеокассета с этим фильмом: потертая, грязная, без опознавательных знаков, совсем как в Звонке. Той же ночью я в первый раз посмотрел «Колобоса» – и он стал одним из моих любимых фильмов ужасов. И остается таким по сей день.

Пускай уже в зрелом возрасте, в попытках разобраться, какого хрена там вообще происходит, я узнал об этом кино несколько не самых лестных фактов, все равно рекомендую его к просмотру всем ценителям артхаусных ужастиков.

Сначала о сюжете, не сильно отвлекаясь на имена, актерскую игру (в большинстве – хреновую), мелкие детали и прочее. И да, спойлеры будут.

Итак, фильм встречает нас атмосферными вступительными титрами под великолепную композицию Уильяма Кидда, которая в полной мере помогает проникнуться состоянием сюрреалистичного кошмара, что будет разворачиваться дальше на протяжении полутора часов.

Рисунок милого скелетика из вступительных титров пытается понять, что тут происходит.
Рисунок милого скелетика из вступительных титров пытается понять, что тут происходит.

Потом (опуская подробности) нам представляют главную героиню фильма – художницу Киру, которая попадает в больницу со страшными порезами лица и тела, повторяя одно только слово: «Колобос». Доктора спасают девушке жизнь, к делу подключается полиция, в лице одинокого детектива Байерса. Забегу чуть вперед и скажу, что позже врач замечает на руке Киры старый шрам от неудачной попытки роскомнадзорнуться и начинает подозревать, что изувечила себя она сама, а не таинственный «Колобос». На что другой доктор резонно замечает, что боли от таких увечий, с какими Киру доставили в больницу, никто бы добровольно не перенес.

Так что наша Кира остается на лечении в комфортабельной палате с телевизором и стервозного вида соседкой, обожающей читать вслух газетные объявления. Вот с этого и начинается основное повествование – с объявления, которое она читает Кире, отчего та ловит лютые флешбэки.

Тот самый момент. Субтитры показывают переход от текста, который читает соседка по палате к тому же самому тексту, который читала Кира. И да, почему-то мужским голосом.
Тот самый момент. Субтитры показывают переход от текста, который читает соседка по палате к тому же самому тексту, который читала Кира. И да, почему-то мужским голосом.

Потому что точно на такое же объявление она откликнулась не так давно. И вместе с 4 молодыми людьми по приглашению загадочного «режиссера» отправилась в загадочный же дом на съемки экспериментального фильма.

А чтобы съемки проходили активно, дом снабжен целым арсеналом смертоносных высокотехнологичных ловушек: хваталки, кусалки, кислотный душ, циркулярные пилы с лазерным наведением и странный мужик, помешанный на пластической хирургии подручными средствами, которого Кира часто видит по телевизору. Так что понятно, какая участь ждет незадачливых актеров – их по очереди начинает выпиливать таинственный убийца. Все это перемежается с аудиовизуальными галлюцинациями Киры, у которой все не очень в порядке с психикой. Окружающие замечают это и думают: а может она и есть убийца/режиссер, заманившая всех в этот дом. Ну а что, девчонка явно с проблемами, шрамы есть в соответствующих местах, таблетки пьет, да еще и рисует страшные картинки, которые потом воплощает в жизнь невидимый маньяк. Все доказательства, как говорится, на лицо.

Друзья Киры находят ее странные рисунки.
Друзья Киры находят ее странные рисунки.

Но тут как раз появляется это самое «лицо», а если точнее – Безликий. Здоровенный такой мужик, судя по дому – не бедный и весьма изобретательный. Раньше он увлекался пластической хирургией в отношении собственного лица и записывал все это на видео, сопровождая сие действие загадочным комментарием: «Колобос. Сегодня я существую». Преобразившись сам (и выжив при этом) он решил провернуть такое же преображение с незадачливыми гостями своего дома, сняв про это кино.

Илья Волок в роли Безликого объясняет Эми Вебер, что скоро ее ждет карьера в Playboy.
Илья Волок в роли Безликого объясняет Эми Вебер, что скоро ее ждет карьера в Playboy.

Кира остается единственной выжившей и в последней битве одолевает супостата, загнав тому бильярдный кий по самые гланды. После чего, судя по начальным кадрам фильма, выбирается из проклятого дома. Финал?

Не совсем.

Кира заканчивает свое лечение. Пусть ее лицо теперь покрыто шрамами, зато она жива. Одно лишь огорчает – полиция не нашла ни дома убийцы, ни его трупа, ни тел погибших. Озадаченная Кира возвращается домой.

Кира немного не верит своему врачу, которая сообщает ей, что никого не нашли.
Кира немного не верит своему врачу, которая сообщает ей, что никого не нашли.

Вот только возвращается она не в тот дом, откуда уезжала в начале фильма, а в дом, подозрительно похожий на дом Безликого. Там все чистенько и уютно, никаких трупов, ловушек и прочего. Ходит она по дому, слышит в голове голос, принадлежавший собственной бритве, с интересом рассматривает обстановку. И сказав: «Это всего лишь я», примирившись со своим безумием, Кира звонит в газету и дает то самое объявление о наборе актеров для съемок экспериментального фильма. А в это время пальцы Безликого нежно гладят ее по подбородку.

The End
The End

М-да. Финал, мягко говоря, непонятный. Интригующий, я бы даже сказал завораживающий, но непонятный. Было ли это все в реальности или просто причудилось психичке Кире? Почему ее доставили в больницу со страшными порезами и в крови, а из боя с Безликим она вышла почти невредимой? Сам Безликий – человек, демон или тоже порождение больного воображения? Нестыковки, дыры в сюжете и недосказанности – это так задумано или просто недоработка? И, в конце, концов, что значит «Колобос»?

Этими вопросами в подростковом возрасте я не особо интересовался. Уже много позже у меня появилось желание разобраться в том, что происходит в фильме ужасов из детства, который я периодически с удовольствием пересматриваю.

Начнем со слова «Колобос». В фильме (точнее, в русском дубляже) это переводится как «расчленитель», хотя в оригинале оно – «mutilated», то есть изувеченный. А еще попутно упоминают историю Платона об андрогинах, которых когда-то Зевс разделил (т.е. расчленил) на две половины, чтобы получились мужчины и женщины. Эх, сейчас бы эту тему раскрутили как следует, а тогда только вскользь упомянули.

Конкретно само слово «Kolobos» я не нашел, зато нашел слово «Колобома» – это такая фигня с глазами, а само название происходит от древнегреческого κολόβωμα, то есть дефект или увечье.

Та самая колобома. Кому-то покажется даже красивой.
Та самая колобома. Кому-то покажется даже красивой.

Поскольку весь фильм как раз и крутится вокруг разного рода увечий, то смысл становится вполне понятен. Я свечку не держал, но, по-моему, создатели просто взяли слово «Coloboma» на своем родном, заменили, как в Мортал Комбате, С на К, чтобы соответствовать греческому написанию, ну и поменяли окончание. Ну, чтобы за детишками бегал страшный Kolobos, а не стремная Koloboma. А может все было иначе, однако это не особо важно.

Теперь, что касается непонятного финала. Поскольку у русскоязычного зрителя фильм не очень популярен, я отправился англоязычные ресурсы. Ну вдруг они такие умные, и поняли, что к чему или даже (привет, Dark Souls) заполнили сюжетные дыры адекватными теориями и лором.

Но везде было написано плюс-минус одно и то же: события происходили в голове Киры, она все полтора часа галлюцинировала, а теперь хочет воплотить свои глюки в реальность.

Галлюцинация Киры наблюдает за Кирой в компании ее собственных галлюцинаций, которых снимает скрытая камера.
Галлюцинация Киры наблюдает за Кирой в компании ее собственных галлюцинаций, которых снимает скрытая камера.

Нифига себе, сказал я себе. То есть ее галлюцинации катали Киру на машине, общались между собой в ее отсутствие и записывали видео на камеру, показывали пятые точки и успели даже пообщаться с трансвеститом. Такие вот высокоорганизованные и самодостаточные галлюцинации. Неудивительно, что такому объяснению финала я не поверил и пошел искать дальше, пока не наткнулся на интервью с самими создателями фильма, которое, увы, расставило все точки над Й.

Суть интервью такова: да, мы облажались, снимали-снимали, но наснимали всего 64 минуты и надо было что-то быстро придумать, так что мы шустренько добавили всякие психоделические сцены и новый финал, а во время мозгового штурма не придумали ничего лучше, чем то, что Кире все это привиделось.

Реакция самой Киры на авторское объяснение концовки фильма.
Реакция самой Киры на авторское объяснение концовки фильма.

Вот так непонятный, загадочный, атмосферный и местами даже страшный финал оказался всего-навсего последствием недоработки начинающих творцов. Похоже, что изначально планировали снять эдакую смесь фильмов «Куб» и «Пятница-13», а пришлось увеличить градус психоделики и психопатии, исключительно для хронометража. И получился тот самый «Kolobos», очаровательный, как монстр Франкенштейна.

Пару слов о музыке. Уильям Кидд проделал очешуительную работу, его музыка вдохновляет, пугает, интригует и вообще составляет 89% моей любви к этому фильму. Чего только стоит музыкальное сопровождение сцены, в которой незадачливую актрису насаживают на оленьи рога!

Те самые рога. Кира с любовью разглядывает их в "реальности" под ту же музыку, под которую убивали ее воображаемую жертву.
Те самые рога. Кира с любовью разглядывает их в "реальности" под ту же музыку, под которую убивали ее воображаемую жертву.

Хотя с годами, из-за насмотренности\наслушанности, в композициях Кидда для меня стали выпирать явные источники вдохновения: здесь и тема группы Goblin к «Суспирии» Ардженто (в большей степени), и нотки «Изгоняющего дьявола» за авторством Джека Ницше, и детский хор Джонатана Илайаса из самых первых «Детей кукурузы». Все это немного сбивает с музыки Кидда налет таинственной оригинальности.

Несмотря на это, на непроработанный финал, рожденный в муках и спешке, на плохую игру большинства актеров, хреновую картинку и посредственную операторскую работу, – фильм «Kolobos» мне нравится. Есть в нем что-то, что на каком-то подсознательном уровне порождает желание снова его пересмотреть. Для меня это как совершить путешествие в чужое больное сознание. А больному сознанию недоработки и сюжетные огрехи можно и простить, если оно по-настоящему завораживает.

Всем пока!
Всем пока!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц