Читаю в карельских СМИ: «Храм в честь семьи Николая II начали строить на юге Карелии. В Олонецком районе, в поселке Ильинский, по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина начали строить часовню-храм в честь Царственных мучеников и исповедников, и мучеников Российских».
Сразу вспомнилось: «Олонецкий губернатор сообщил Николаю II, что стараниями земств в подведомственной ему губернии было открыто сто семнадцать народных школ. Подчеркнув эти слова, Николай надписывает: «Излишняя торопливость в этом направлении совсем нежелательна».
Интересно получается — по мнению царя Николая Кровавого не надо было торопиться давать народу даже начальное образование. Это же крестьянское быдло и таковым должно оставаться… Итог подобного подхода этого «выдающегося» государственного деятеля по русским губерниям таков:
По данным сборника «Земские подворные переписи 1880-1913гг.» самый высокий процент грамотных, полуграмотных и учащихся селян в Московской губернии – 41,7%. На 2-м месте с заметным отставанием Тверская губерния – 34,1%. На 3-м месте Олонецкая губерния – 30,4%.
И действительно — куда торопиться! Просто смешно, что некоторые потомки жителей Олонецкой губернии относятся к такому царю куда лучше, чем он — к их собственным предкам.
То же самое касается местного духовенства. В связи с чем размещу свой старый текст от 2017 года:
"Зашел намедни на сайт Карельской епархии и наткнулся на цитату Митрополита Петрозаводского и Карельского Константина в статье «15 лет назад владыка Константин освятил первый в Петербурге престол во имя свв. Царственных Мучеников».
«Санкт-Петербург - столица блистательной империи, - отметил Владыка, - здесь Родина Государя - Императора Николая II. Петербургский период Русской Империи - это действительно ярчайший период, когда страна стала занимать одну шестую часть суши Земного шара, включая в себя на западе Финляндию и Польшу, а на Востоке Аляску. И вместе с тем, это период, когда ополчилась мировая зависть: как пел один убитый поэт «И золотые купола кому-то черный глаз слепили». Внешняя инфекция соединилась с внутренней богоборческой заразой, которая тлела в государственном организме, - все это привело к богоборческому перевороту…»
Тут же вспомнил, что есть любопытная книжка Михаила Бабкина «РОССИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И СВЕРЖЕНИЕ МОНАРХИИ В 1917 ГОДУ». Ее можно найти и скачать в интернете.
Посмотрим, как РПЦ, а точнее – тогдашняя карельская епархия, реагировала на свержение царя Николая II. (По другим регионам там тоже много интересных фактов).
1.
Из постановлений Олонецкого епархиального съезда духовенства и мирян 18 июня 1917 года: «Епархиальный съезд духовенства и мирян Олонецкой епархии приветствует совершившийся государственный переворот, раскрепостивший русский народ и давший церкви свободу самоуправления, и вместе с тем благоговейно вспоминает и молитвенно чтит память борцов за свободу народа и независимости церкви, а равно благословляет живых, которые стали во главе народного движения к свержению старого строя».
2.
Телеграмма Временному правительству епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия (Дьячкова) 7 марта 1917 года: «Приветствуя ваше вступление в должность Обер-прокурора Святейшего Синода, духовенство и подведомственные мне учреждения изъявляем полную готовность молитвою, словом и делом споспешествовать Временному правительству в служении дорогой Родине в трудную минуту обновления».
3.
Резолюция епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия (Дьячкова) на телеграмме Вытегорского исполкома (Телеграмма, полученная епископом Иоанникием, была следующего содержания: «Вытегорский исполнительный Комитет, осведомившись, что некоторые священники Вытегорского уезда восстанавливают население против Временного Правительства, просит принять в этом отношении срочные энергичные меры»).
«Напоминаю таковым, что долг пастырей служить примером послушания Временному Правительству, и, мало того, призывать свою паству к тому же словом убеждения, вразумления и всеми тому подобными способами и средствами. И пастыри церкви, решающиеся восстановлять население против Временного Правительства, пусть знают, что за такого рода деятельность они подлежат в правовом Государстве суду по всей строгости законов, как враги Государства, как не отвечающие своему высокому назначению, такого рода пастыри будут устранены и по суду церковному от пастырского делания».
То есть руководство и основная часть церковнослужителей Олонецкой губернии в 1917 году с неподдельной радостью встретила свержение монархии. А тех одиночек, кто был против новой революционной власти, руководство епархии даже давило административными методами и угрожало им! Вот что с этим делать по мнению нынешнего руководства РПЦ? Предать их всех, включая епископа Иоанникия, посмертной анафеме или покаяться за них?