Найти тему
За чашкой кофе

Зажигалка и нож, ставшие артефактами. О генерале милиции Максимове

Петр Сергеевич не отпустил меня, автора, когда я привез ему первичный текст истории о царских бриллиантах. Посадил на диван, а сам устроился за письменным столом и тут же принялся читать. Раньше мне удавалось ускользнуть и узнать мнение главного героя событий уже потом. Так было проще, по крайней мере для меня.

В этот раз я очень волновался, так как видел все эмоции Максимова и конечно боялся критики. Генерал читал увлеченно с карандашом в руках и делал пометки на полях. А я сидел напротив и дрожал словно первоклассник. Максимов улыбался, смеялся, хмурился, несогласно тряс головой, недоуменно пожимал плечами, демонстрируя весь спектр человеческих эмоций. Иногда возвращался к прочитанному и все делал молча.

- Сходи-ка, Саш, поставь пока чайку и в холодильнике поищи лимон, должен быть. - Единственное, что сказал Петр Сергеевич.

Я сходил на кухню, приготовил чай и вернулся обратно с двумя стаканами в металлических подстаканниках. Максимов пил чай только из такой посуды. Так прошло несколько часов, чай я приносил еще не раз и не два, а генерал все читал. За окном уже стемнело. Наконец, когда история подошла к концу, Петр Сергеевич перевернул последний лист, откинулся на спинку кресла и закрыл глаза. Я боялся пошевелиться, помешать.

- Еще раз те события прожил, - Максимов испытующе посмотрел на меня.

- Что-то не так?

- Не в этом дело. Суть ты уловил правильно, детали не так и важны, да и кто теперь вспомнит о мелочах. Я о другом... В описываемых событиях прошли пять женщин, ну и Дарья Ивановна конечно, жена. Я о тех, кто был так или иначе причастен к этому делу.

- Писал как понял...

- Все правильно, так и происходило... Как ты уловил мое смятение, связанное с Ириной Николаевной?

- Наверное оно отразилось в ваших заметках.

- Никогда не думал, что так могло получиться, всегда считал себя человеком выдержанным. Записки Ирины у тебя с собой?

- Вот, - я достал из папки с первичными материалами два изрядно помятых клочка бумаги.

Максимов взял их, положил на стол и начал перечитывать в который раз, опять размышляя. Так мне показалось в тот момент.

- Как ты думаешь. какая из двух сестер осталась в живых? - Спросил Максимов, что-то не договаривая.

- Мне трудно судить, - теперь и я вынужденно пожал плечами.

- Вот и я не смог докопаться до сути. Много лет меня преследовал взгляд Ирины.

- Если так, значит она жива... - предположил я.

- Как знать, как знать... - Максимов хитро посмотрел на меня. - А ее зажигалку я тебе не отдавал?

- Нет.

- До сих пор храню как память. - Максимов открыл сейф, стоящий за его спиной, и нашел ту самую зажигалку! - Вот она. - Петр Сергеевич покрутил колесико, засверкали искры, только огня не было. - Бензинчику надо добавить, высох. Я ведь больше не курю. А так работает до сих пор. Правда и камешек можно уже поменять.

- Иначе ее себе представлял.

- Я заметил. Ты описал зажигалку как нечто особенное.

- Все же я опирался на ваши ощущения.

- Вот, правильно. Даже безделушки, связанные с Ириной, кажутся мне такими. А зажигалка вполне обычная, нет в ней ничего исключительного!

- Сильное впечатление произвела на вас эта женщина, - вынужден был отреагировать я.

- Да, и надо заметить, у тебя получилось выразить мои чувства.

- Может убрать, сделать попроще, так как я раньше излагал?

- Тоже сначала подумал об этом. Но уж очень я идеальным получался, что ли. Я ведь совсем другой. Пусть остается. Мне кажется, в этой части ты впервые показал мена таким, какой я на самом деле. А то однобоким выглядел и только работой занимался... кроме конечно первой части, когда с Дашей познакомился. Согласен?

- Хорошо, - ответил я, после некоторой заминки.

- О чем задумался?

- Да как бы продолжение напрашивается...

- Если продолжение, то надо сначала выяснить, кто же из сестер остался в живых.

- Только как это выяснить?

- У тебя время свободное есть?

- Есть конечно.

- Постараемся разобраться в этой истории до конца. - Опять в словах Максимова почувствовалась некая недосказанность.

- Попробую, - ответил я неуверенно.

- Попробуй, попробуй... Может я еще кое-что расскажу. - Максимов замолчал, а потом вдруг добавил. - Только надо ли...

- А разве в ваших записках не все? - После некоторой паузы я все же решился спросить.

- Нет, не решился писать об этом, - ответил Максимов, видимо все еще размышляя, а потом вдруг сменил тему. - Не знаешь, что сейчас с домом артиста?

- Нет.

- Нож мой там так и лежит... Помнишь?

- Конечно помню, об этом написано.

- Дорог он мне, по особому дорог... Но это я так. Посмотри, вдруг дом пустой стоит!

- Съезжу, разузнаю.

- А рукопись оставь, еще почитаю. По моему получилось неплохо.

Я нашел время, приехал в известный областной центр, где разворачивались первоначальные события дела о бриллиантах, и нашел дом актера на улице Восточной. Здание и вправду оказалось заброшенным, входная дверь закрыта, а окна первого этажа заколочены досками. Пришлось идти в театр, где работал Максимов, и выяснять судьбу общежития.

Оказалось, бывшая гостиница несколько лет назад была признана аварийной. Но мне, как писателю, разрешили осмотреть здание с сопровождающим. Пришлось рассказать, что я пишу детектив, где действие происходит в доме актера и связано с князем Михаилом Романовым, когда-то жившим здесь. По сути я не лукавил.

Девушка из хоз службы театра открыла входную дверь, но бродить со мной по этажам отказалась. Вообще воздух внутри был ужасно спертым, с запахом гниения. Я осторожно поднялся на третий этаж, под ногами скрипели старые доски, хрустели кусочки штукатурки. Запустение ощущалось во всем. Номер, в котором когда-то останавливался артист Куприянов, нашелся просто.

Здесь даже сохранилась мебель, та самая, которую я описывал, пользуясь записками Максимова. Даже кровать, на которой он был найден, скорее всего оставалась прежней. Можно конечно написать и о его неупокоенном духе, до сих пор пор витающем здесь, только зачем. Я не мистик, а материалист, а мои ощущения реальности есть нечто особенное.

Печь, покрытая изразцами никуда не делась, стояла на своем прежнем месте. И плитка, которую доставали несколько раз, а потом замазывали, все же отличалась. Я встал на стул и постучал по изразьцу. Внутри явно ощущалась пустота. В нише за плиткой должен был лежать нож Максимова.

С собой у меня была отвертка, гипсовый шов поддался легко. И вот мне открылся тайник князя Михаила Романова. Я был третим человеком после Куприянова и Максимова, проникшим в него. Ощущения оказались просто потрясающими! Дело было даже не в самом тайнике, а в том, как я воспринимал реальность. То, что я описал в повести по воспоминаниям Максимова и лишь представлял в своем воображении, теперь открылось передо мной наяву! Оказывается и так может быть.

Нож Петра Сергеевича лежал здесь около шестидесяти лет! Я достал его, в нем, как и в зажигалке Ирины Николаевны, не было ничего особенного, разве что ручка из рога какого-то животного. Он удобно лег в руку, и шестьдесят лет вдруг отмотались назад. На какие-то мгновения открылись далекие шестидесятые и описанные события словно восстали из далекого небытия.

- Вы скоро?! - Послышался снизу крик сотрудницы театрв, возвративший меня в реальность.

- Иду! - Ответил я, следовало торопиться.

Плитка была возвращена на место и замазана белой оконной замазкой, не сказать что получилось хорошо. Только это уже вряд ли кого могло волновать, как и крошки гипса, рассыпавшиеся по полу. Грязи и мусора в давно заброшенной гостинице хватало. Нож я при случае вернул Максимову, а зажигалка и записки Ирины Николаевны Залесской - Вороновой так и остались у меня.

Максимов поступил мудро, он избавился от преследовавшего его наваждения. Только теперь оно поселилось во мне и не дает покоя. Образ загадочной женщины присутствует где-то рядом со мной, хорошо еще, что не во мне. И наверное это образ уже совсем другой женщины, ведь я никогда не видел Ирину Николаевну. И что теперь с ним делать? Выход один - Ждать продолжения рассказа от Максимова и попытаться разгадать тайну Ирины!

_______________________________

Все главы этой, 3 части

1 глава, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51

_______________________________

4 часть. О Людке Мурзиной, воровке и убийце.

___________________________

Полная антология произведений о Максимове