Найти в Дзене
Дом с детьми

Человек без родного языка. В детдоме это возможно

Когда Денис окончательно переехал к нам - внезапно, дом наполнился звуками фур. С одной стороны наши окна выходили на оживленную дорогу, там иногда парковались фуры. Стравливали воздух, прогревались. Не часто, но эти звуки нам были знакомы. И вот как будто фур стало раз в десять больше. В окно глянешь - столько же. То стоят, то нет. А звуков - целый день. Я долго не могла взять в толк, что вообще происходит, пока не поняла, что фуры озвучивает Денис. Да как! Вообще не отличить от настоящих! Что это вообще? Дошло до меня очень не сразу. Кто впервые на моем канале - он про родительство и детей. В том числе и про того ребенка, который дался мне труднее всех - приемного. Денис - отказник с рождения. Родился он в Печорах - небольшом приграничном городке. Дело было ещё до oптимизации здравoохранения, в Печорах был свой роддом. Оттуда Дениса перевели в дом ребенка. Это что-то типа яслей, т.е. детский дом, специализирующихся на самых маленьких. И пробыл Денис там до четырех лет, дальше его от

Когда Денис окончательно переехал к нам - внезапно, дом наполнился звуками фур. С одной стороны наши окна выходили на оживленную дорогу, там иногда парковались фуры. Стравливали воздух, прогревались. Не часто, но эти звуки нам были знакомы. И вот как будто фур стало раз в десять больше. В окно глянешь - столько же. То стоят, то нет. А звуков - целый день. Я долго не могла взять в толк, что вообще происходит, пока не поняла, что фуры озвучивает Денис. Да как! Вообще не отличить от настоящих!

Что это вообще? Дошло до меня очень не сразу.

Кто впервые на моем канале - он про родительство и детей. В том числе и про того ребенка, который дался мне труднее всех - приемного.

Денис - отказник с рождения. Родился он в Печорах - небольшом приграничном городке. Дело было ещё до oптимизации здравoохранения, в Печорах был свой роддом. Оттуда Дениса перевели в дом ребенка. Это что-то типа яслей, т.е. детский дом, специализирующихся на самых маленьких. И пробыл Денис там до четырех лет, дальше его отправили в наш город в детдом для детей постарше. Говорить он не умел вообще, именно во "взрослом" детдоме начал учиться.

Не знаю, как устроен быт в доме ребенка. Могу лишь предположить, что у грудничков есть кроватки, между которыми ходят медицинские сестры и суют бутылочки. Подержать ребенка, поговорить с ним - когда? кому? Для кого ребенок там будет гулить? За кем повторять?

Слышал ли Денис вообще человеческую речь? Наверное, да, но какую?

В лучшем случае:

- Молодец, все съел!

- А сегодня взвесимся. 5400, прибавка 600 граммов.

А, может:

- Да ешь уже!

- Опять уделал всё, меняй за тобой!

Или:

- Лариска опять опаздывает! Намывай тут за нее!

- Да она вчера с мужиком своим поругалась.

Да, это не разговоры для ребенка, но лучше уж так, чем совсем ничего. Дети хотя бы представляли, что такое человеческая речь.

Но ее было явно мало, очень мало. Куда применить базовый механизм повторения, вшитый в каждого младенца? Я поняла - куда.

Кажется, это была задача на комбинаторику "хаос в темных тонах"
Кажется, это была задача на комбинаторику "хаос в темных тонах"

Печоры - маленький город у самой границы Прибалтики. На выезде из города - Куничка, местный КПП. И фуры, много фур, километры фур - стоят, ждут очереди. Легковушки - в своей очереди, а бизнес - в своей.

А в самих Печорах фуры тоже везде. Кто поесть заезжает, кто домой, потому что многие водители местные. Удобно, почти у всех гражданство двойное. Граница - дело ведь очень условное, у многих родня в соседних деревнях, а это ведь уже прибалтика. Доказывай, что ты потомок прибалта и получай ещё один документ, и визы больше не нужны. Дальнобоем через границу работать - милое дело.

А где-то рядом - дом ребенка. Сидят там годовасы в кроватках, ловят звуки из форточки. Маловато человеческой речи, чтоб повторять за людьми? Будем повторять за фурами! Урчать, рычать, вздыхать, пшикать... Каких только звуков не мог извлечь Денис!

И это было бы даже забавно, если б не было так страшно. Золотое время для настройки на родную речь, да что там родную, вообще на человеческую речь, тот самый сензитивный период развития фонематического слуха - коту под хвост! Фуре в выхлопную трубу!

Читала я про детей-маугли - детей, которые на заре своей жизни были оторваны от человеческого социума. Как трудно потом давалась им речь! По большому счету, они уже никогда не добивались того уровня лёгкости языка, который называется "native" , родной язык.

Денис не вполне Маугли, конечно. Русскому он выучился, но он у него как неплохой иностранный. Он и сейчас иногда делает ошибки, которые я слышала от хорошо владеющего русским латиноса. А родного языка у Дениса, получается, просто нет. Дырка.

Говорят, критикуешь - предлагай. Я не знаю, что тут можно предложить. Но, кажется, ничто не может принести человеку большего вреда, чем отсутствие своего взрослого. Слишком глубокие последствия это оставляет. Приличную такую дыру, то ли в сознании, то ли в душе...

Предыстория || Продолжение >