Найти в Дзене
Мир фигурного катания

Счастливые носки, сумки и зеленые платья: история суеверий в фигурном катании.

Победу от поражения могут разделять сотые доли баллов. Зачастую решающим фактором является не физическая готовность спортсмена, а его психологическая устойчивость. Различные ритуалы и суеверия могут помочь настроить человека на нужный лад, поддержать и привести эмоции в порядок.

У фигуристов особое отношение к суевериям. Практически у каждого есть свои собственные ритуалы и суеверия: для кого-то важно выходить на лёд только с левой ноги, а кто-то считает, что тренировка будет неудачной, если не положить чехлы параллельно друг к другу. Сейчас многие фигуристы избегают использовать зеленый цвет в своих соревновательных костюмах, так как считаю его несчастливым. Хотя откуда пошло это поверье едва ли кто-то сможет вспомнить.

"Если вы позволяете себе стать жертвой суеверия, то каждая вещь является знаком, указывающим на положительный или отрицательный результат" - сказал однажды канадский фигурист Толлер Крэнстон.


Суеверия в фигурном катании появились практически одновременно с этим видом спорта. Так во времена Ульриха Сальхова уже существовали такие известные сегодня приметы, как: "плохая разминка к хорошему выступлению" или "первый стартовый номер – к неудаче".

Первая и единственная трёхкратная олимпийская чемпионка в женском одиночном катании Соня Хени однажды язвительно заметила, что: "суеверия придают вашему мужеству такой приятный фальшивый импульс". В это же время одна из соперниц Хени - Сесилия Колледж, в произвольной программе на Олимпийских играх 1936 года, надеялась, что счастливый для неё
зеленый цвет платья поможет ей одержать победу. Однако её мать в последний момент настояла на серебряном платье, и в конечном итоге, на пьедестале почёта она стояла с медалью цвета своего соревновательного костюма.

Зеленый цвет был счастливым и для вице-чемпионки мира 1947 года Дафны Уокер. Она выступала в зеленом платье не только в произвольной программе, но и в обязательных фигурах. А её современница из Австралии - Патрисия Молони, не могла выйти на соревновательный лед не надев свои счастливые красные носки, причём они должны были быть обязательно вывернуты на изнанку!

-2

Олимпийская чемпионка 40-х годов Барбара Энн Скотт также считала зеленый цвет счастливым. Помимо этого, у девушки был целый набор особых ритуалов и примет. Так, она считала плохой приметой свистеть в раздевалке и класть свои коньки на пол. В то время как у сейчас у многих фигуристов талисманами являются плюшевые салфетницы, у Барбары такими талисманами были чучело коалы по имени Джуниор и фигурки слонов из выполненные из слоновой кости.

Другие известные фигуристки прошлого - Пегги Флеминг и Дороти Хэмилл считали важным сначала шнуровать левый конёк, а только затем уже правый.

Свои суеверия были и у легендарных танцоров Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Так Джейн в течение многих лет на важных для неё соревнованиях носила одну и ту же пару носков. И даже когда они пришли совсем в негодность, она не выбросила их, а брала с собой на соревнования. Её партнер Кристофер, выходя на лёд всегда старался наступать на него сначала левой ногой.
Особое внимание пара уделяла и своим чехлам, так чехлы Джейн должны были обязательно лежать на полу справа от чехлов партнёра.

-3

Двукратная олимпийская чемпионка Катарина Витт не могла начать свой прокат без обязательного похлопывания тренером по её тыльной стороне ладони, а в её спортивной сумке всегда лежали три мягкие игрушки.

У звезд 90-х - Мишель Кван была своя счастливая цепочка с кулоном в виде дракона, Тара Липински всегда ступала на лед правой ногой, а Оксана Баюл наоборот с левой.

У российского тренера Елены Чайковской была большая шапка из меха рыси. Она специально носила её на соревнованиях своих подопечных и говорила, что она являлась ориентиром для фигуристов.

"Они говорили, что так при катании они всегда меня могут увидеть, а видя, что я рядом, они понимали: всё будет нормально".
-4

Не менее суеверны и фигуристы в наше время. Так американский фигурист Нейтан Чен всегда ступает на лёд сначала левой ногой. Также у него есть особый ритуал, который позволяет ему настроится на прокат: перед выходом на лёд он разминается с баскетбольным мячом. По словам Чена, это помогает ему поддерживать необходимую частоту пульса.

-5

Последовательная серия обязательных ритуалов есть и у Юдзуру Ханю. Пожалуй именно Юдзуру можно назвать одним из самых суеверных фигуристов нашего времени. Он никогда не расстается со своим талисманом - плюшевым Винни-Пухом. В 2011 году фигурист пережил страшное землетрясение, а медвежонок помог справиться со страхом.

Перед началом программы Юдзуру словно крестится, но на самом деле он очерчивает оси тела – вертикальная ось должна быть прямой, линия плеч параллельна линии бедер. По мнению спортсмена, этот ритуал помогает ему запомнить положение ключевых точек тела в прыжке. При выходе на разминку он обязательно касается льда рукой, устанавливая таким образом с ним контакт. А уже после окончания тренировки или проката он вновь касается льда, как бы благодаря его.

Особый небольшой ритуал есть и у Михаила Коляды. Так сперва он начинает завязать левый конёк, и с той же ноги предпочитает выходить на лёд.

-6

Свои суеверия есть и в группе Этери Тутберидзе. Так несколько лет фигуристы этой группы предпочитали носить на запястье красную шерстяную нить. Говорят, что надетая на правое запястье нить принесёт удачу.

-7

У самой Этери похоже тоже есть свои талисманы. Так на всех важных для неё турнирах она часто появляется с плетеной кожаной сумкой. Хотя, нельзя исключать, что ей просто нравятся такая модель :)

При этом есть и другая, более малочисленная группа фигуристов, которые считают, что суеверия могут только помешать хорошему прокату. К примеру так думают Александр Самарин и Елизавета Туктамышева.

Суеверия и ритуалы в фигурном катании имеют свою давнюю историю и традиции. Они передаются из поколения в поколение и могут быть уникальными для каждого спортсмена. И хотя многие из этих суеверий и ритуалов могут показаться странными или нелогичными, их влияние на фигуристов очевидно. Они помогают создать особую атмосферу и подготовиться к выступлениям на ментальном уровне. В конечном счете, фигурное катание - это не только физический спорт, но и искусство, требующее психологической уверенности и эмоциональной подготовки.

-9