Победу от поражения могут разделять сотые доли баллов. Зачастую решающим фактором является не физическая готовность спортсмена, а его психологическая устойчивость. Различные ритуалы и суеверия могут помочь настроить человека на нужный лад, поддержать и привести эмоции в порядок.
У фигуристов особое отношение к суевериям. Практически у каждого есть свои собственные ритуалы и суеверия: для кого-то важно выходить на лёд только с левой ноги, а кто-то считает, что тренировка будет неудачной, если не положить чехлы параллельно друг к другу. Сейчас многие фигуристы избегают использовать зеленый цвет в своих соревновательных костюмах, так как считаю его несчастливым. Хотя откуда пошло это поверье едва ли кто-то сможет вспомнить.
"Если вы позволяете себе стать жертвой суеверия, то каждая вещь является знаком, указывающим на положительный или отрицательный результат" - сказал однажды канадский фигурист Толлер Крэнстон.
Суеверия в фигурном катании появились практически одновременно с этим видом спорта. Так во времена Ульриха Сальхова уже существовали такие известные сегодня приметы, как: "плохая разминка к хорошему выступлению" или "первый стартовый номер – к неудаче".
Первая и единственная трёхкратная олимпийская чемпионка в женском одиночном катании Соня Хени однажды язвительно заметила, что: "суеверия придают вашему мужеству такой приятный фальшивый импульс". В это же время одна из соперниц Хени - Сесилия Колледж, в произвольной программе на Олимпийских играх 1936 года, надеялась, что счастливый для неё зеленый цвет платья поможет ей одержать победу. Однако её мать в последний момент настояла на серебряном платье, и в конечном итоге, на пьедестале почёта она стояла с медалью цвета своего соревновательного костюма.
Зеленый цвет был счастливым и для вице-чемпионки мира 1947 года Дафны Уокер. Она выступала в зеленом платье не только в произвольной программе, но и в обязательных фигурах. А её современница из Австралии - Патрисия Молони, не могла выйти на соревновательный лед не надев свои счастливые красные носки, причём они должны были быть обязательно вывернуты на изнанку!
Олимпийская чемпионка 40-х годов Барбара Энн Скотт также считала зеленый цвет счастливым. Помимо этого, у девушки был целый набор особых ритуалов и примет. Так, она считала плохой приметой свистеть в раздевалке и класть свои коньки на пол. В то время как у сейчас у многих фигуристов талисманами являются плюшевые салфетницы, у Барбары такими талисманами были чучело коалы по имени Джуниор и фигурки слонов из выполненные из слоновой кости.
Другие известные фигуристки прошлого - Пегги Флеминг и Дороти Хэмилл считали важным сначала шнуровать левый конёк, а только затем уже правый.
Свои суеверия были и у легендарных танцоров Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Так Джейн в течение многих лет на важных для неё соревнованиях носила одну и ту же пару носков. И даже когда они пришли совсем в негодность, она не выбросила их, а брала с собой на соревнования. Её партнер Кристофер, выходя на лёд всегда старался наступать на него сначала левой ногой.
Особое внимание пара уделяла и своим чехлам, так чехлы Джейн должны были обязательно лежать на полу справа от чехлов партнёра.
Двукратная олимпийская чемпионка Катарина Витт не могла начать свой прокат без обязательного похлопывания тренером по её тыльной стороне ладони, а в её спортивной сумке всегда лежали три мягкие игрушки.
У звезд 90-х - Мишель Кван была своя счастливая цепочка с кулоном в виде дракона, Тара Липински всегда ступала на лед правой ногой, а Оксана Баюл наоборот с левой.
У российского тренера Елены Чайковской была большая шапка из меха рыси. Она специально носила её на соревнованиях своих подопечных и говорила, что она являлась ориентиром для фигуристов.
"Они говорили, что так при катании они всегда меня могут увидеть, а видя, что я рядом, они понимали: всё будет нормально".
Не менее суеверны и фигуристы в наше время. Так американский фигурист Нейтан Чен всегда ступает на лёд сначала левой ногой. Также у него есть особый ритуал, который позволяет ему настроится на прокат: перед выходом на лёд он разминается с баскетбольным мячом. По словам Чена, это помогает ему поддерживать необходимую частоту пульса.
Последовательная серия обязательных ритуалов есть и у Юдзуру Ханю. Пожалуй именно Юдзуру можно назвать одним из самых суеверных фигуристов нашего времени. Он никогда не расстается со своим талисманом - плюшевым Винни-Пухом. В 2011 году фигурист пережил страшное землетрясение, а медвежонок помог справиться со страхом.
Перед началом программы Юдзуру словно крестится, но на самом деле он очерчивает оси тела – вертикальная ось должна быть прямой, линия плеч параллельна линии бедер. По мнению спортсмена, этот ритуал помогает ему запомнить положение ключевых точек тела в прыжке. При выходе на разминку он обязательно касается льда рукой, устанавливая таким образом с ним контакт. А уже после окончания тренировки или проката он вновь касается льда, как бы благодаря его.
Особый небольшой ритуал есть и у Михаила Коляды. Так сперва он начинает завязать левый конёк, и с той же ноги предпочитает выходить на лёд.
Свои суеверия есть и в группе Этери Тутберидзе. Так несколько лет фигуристы этой группы предпочитали носить на запястье красную шерстяную нить. Говорят, что надетая на правое запястье нить принесёт удачу.
У самой Этери похоже тоже есть свои талисманы. Так на всех важных для неё турнирах она часто появляется с плетеной кожаной сумкой. Хотя, нельзя исключать, что ей просто нравятся такая модель :)
При этом есть и другая, более малочисленная группа фигуристов, которые считают, что суеверия могут только помешать хорошему прокату. К примеру так думают Александр Самарин и Елизавета Туктамышева.
Суеверия и ритуалы в фигурном катании имеют свою давнюю историю и традиции. Они передаются из поколения в поколение и могут быть уникальными для каждого спортсмена. И хотя многие из этих суеверий и ритуалов могут показаться странными или нелогичными, их влияние на фигуристов очевидно. Они помогают создать особую атмосферу и подготовиться к выступлениям на ментальном уровне. В конечном счете, фигурное катание - это не только физический спорт, но и искусство, требующее психологической уверенности и эмоциональной подготовки.