Мир вам друг мой. На самом деле эта тема самое актуальное, что вообще можно поставить в качестве темы для внимания, ибо это СМЫСЛ происходящего. Энергия и Смысл тождественны по своему значению, поэтому тот кто обладает энергией, обладает и Смыслом. И сегодня необходимо рассмотреть типы этой самой энергии, чтобы познать действительность и её форму движения. Тварная энергия сегодня ассоциируется с производительной силой и компьютерными технологиями цифрового разума. Тварная энергия своей целью видит познание мира и его законов и уверяет человека в том, что именно так и познается Бог и вообще добывается всякий рациональный смысл для человека. Поэтому этот способ познания энергии стал тотальным для человечества, где самое внешнее (эмпирическое) познание ставится во главу реализации не только физических процессов, но и духовных, где Бог выступает в роли Творца, в отстраненной форме от своего творения, которая была названа трансценденцией. Для тварной энергии характерным является то, что её источник МИР, вещь. Поэтому, если вы обратите внимание на изображения, то Бог, как источник света по такой идеологии изображается именно в самом мире, а человек в данном случае есть приёмник этой энергии либо её раб, чтобы постоянно стремиться к её добычи, либо реализации своих желаний. Тварная энергия касается всех научных познаний, так как цель этих познаний энергия мира, вещества. Это наивысочайшее поклонение страсти и наивысшая форма заблуждения - ДОБЫВАТЬ СМЫСЛ из мира вещей. Постоянно говоря об Адаме, который согрешил в страсть, мир каждый день делает одно и тоже. Но более всего поражают духовные направления, которые должны были бы свернуть с этого пути, но нет и они являются прекрасным дополнением к этой парадигме и всегда готовы рассказать о подтверждении учёными какой-либо гипотезы Наличного Бога, того Самого Творца, который пристально наблюдает за миром с небес, где-то ВНЕ этого Мира.
Для Тварной энергии вопрос Обожения человека становится невыполнимой задачей. Это не есть локальный, случайно поставленный мною вопрос, это есть исторический вопрос формирования Духовного, онтологического человека, как на Западе, так и на Востоке. То есть сама постановка Бог - Человек, выглядит просто нелепой. Так как заведомо известно то, что ни один человек не сможет вместить в себя всю ту энергию, которая познаётся научным миром. Поэтому, по меньшей мере это вызовет некий смех, а по большей: обличение в невежестве познания законов мироздания. Опять скажем и то, что духовные институты не ставят своей целью сделать человека Богом или привести его к Полноте Обожения, ибо в них царствует плотское тварное мышление о понимании энергии.
Теперь поговорим о нетварной энергии, данное понятие было введено Паламой в 14 веке. Важно отметить, что тварная энергия ищет свое ОСНОВАНИЕ в мире и сам мир есть эта Основа, даже не побоимся сказать Бог (ПАН - ВСЁ). Ибо трансценденция Бога есть только скрытый мотив пока ещё необъяснённого до конца мира. Основное отличие нетварной энергии от тварной состоит именно в том Основании из которого они проистекают. Рассмотрим определение Аристотеля:
Аристотель считал душу энтелехией тела, то есть некой внутренней нематериальной силой, которая заключает в себе причину жизни тела и одновременно цель.
Из этого определения видно то, что душа у Аристотеля обладает СОБСТВЕННОЙ энергией, то есть имеет Основание в себе самой. Важно понять, что природой души является вовсе не мир вещей, ибо она не материальна, а РАЗУМНА. Этот самый разум может быть направлен на мир, в качестве поиска и схватывания его логосов, то есть познания, а может быть направлен сам на себя, в поисках своей собственной причины, своего основания. Именно способ движения Разума к самому себе приводит к возникновению или лучше сказать обнаружению нетварной энергии, то есть к действию осмысления, которое называется САМОПОЗНАНИЕМ. В наиболее популярной форме, это действие называется молитвой, в своей развернутой и более совершенной форме - созерцание. В разумной душе действие и созерцание тождественный процесс, приводящий к обожению. Само обожение не может быть чем-то отдалённым от человека или его целью в каком-то будущем. Обожение есть естественное состояние Чистого Разума, а не сверхъобретаемая им энергия из мира. Самое это обожение получает оттенок недостижимости только по той причине, что человек своим вниманием постоянно находится в природе вещества, а не в разумной составляющей своей собственной души. Обожение человека есть всегда действующая в нём энергия с момента обращения Разума к самому себе или к внутреннему человеку, что аналогично. Именно это действие должно происходит при таинстве Крещения во взрослом, созревшем сознании. При этом действии происходит постепенное отречение от мира вещей и осуществление действующего сознания веры. Не уход в монастырь и никакое другое физическое действие не освобождают человека от мира и его энергий, но только тот момент, когда человек познаёт свою Истинную разумную природу и направляет свое внимание к её ОСНОВАНИЮ, к причине этой природы. Разум, отрицаясь всего вещественного, двигаясь сам к себе, обнаруживает энергию в форме ДОБРОДЕТЕЛИ, как плод истинного разумения и то, что самой добродетели нет в мире, как некой основы, как он ранее полагал обнаружить её там в качестве блага. Двигаясь далее и желая узнать, кто или что, есть причина этой самой добродетели, он обнаруживает Истинного Бога - Производящую Причину всякой добродетели. Разум теперь видит своё собственное Основание и то, что оно вовсе не трансцендентно миру и не принадлежит миру, а то, что Оно, это Основание - находится в нём самом. Оно есть Краеугольный камень его природы. Оно есть источник его разумности и безконечного блага, как смысла прозводительности всякой мудрости и добродетели. Ни одна вещь в мире не содержит этого основания, способное удовлетворить познание души. Поэтому быть Богом и с Богом, заложено в самой природе души, в её потенциальной разумности. И Бог это неизвращённая сила или накопленный яркий свет и т.д., Бог есть Основание, Причина всего того, что способен ухватить разум в своем разумении. Поэтому Бог лишь символически присутствует в вещах мира, как их логосы - идеи, но никогда не познается из науки или новых открытий, ибо Он, есть Тот, кто познается самим разумом идущим к своему основанию, отрицаясь на своем пути всего вещественного, достигающим этого основания своим очищением, а не приобщением к познанию мира. Бог есть Дух. А Дух есть отрицание, свободное от всего тленного. Поэтому обнаружив в себе самом такое Основание, Разум получает истинный, а не страстный источник своего Бытия. Он видит, что его причина вовсе не тленное тело или изменчивый мир, он видит, что Его причина Вечный Бог, нетленная природа и то, что прибывая в Нём, он становится Свободным и Истинным в своей природе.
Группа в ВК: https://vk.com/bogosloviepravdi