Многие активные киноманы или синефилы сегодня любят говорить, что, мол, в двадцатом веке и в начале нулевых кинопроизводство действительно было искусством, где хватало своих талантливых и одарённых гениев, а сейчас Голливуд - это просто коммерциализированная пустышка, созданная ради выкачки денег из карманов зрителей. Я людей с таким ограниченным мировоззрением, которые зависят от культовой классики и отказываются принимать нестандартный мета-модернистский подход к будущему в Голливуде, вообще не понимаю, потому что таланты в сфере киноиндустрии присутствуют и сегодня. Более того, их стало больше, нежели в тех же девяностых или нулевых, когда мир был ограничен именами пары-тройки знаменитых режиссёров, актёров или продюсеров. Так какие режиссёры сегодня действительно являются самыми перспективными и талантливыми во всём Голливуде?
1. Дени Вильнёв
Фильмы: "Пожары", "Пленницы", "Враг", "Убийца", "Прибытие", "Бегущий по лезвию 2049", "Дюна"
Самый главный голливудский визионер на сегодняшний день, который уже своей второй-третьей работой сместил с этого пьедестала какого-нибудь Кристофера Нолана или Зака Снайдера. Вильнёв - действительно гений в плане понимания нестандартных или массовых сценариев. Это человек, который может работать как в сфере недорогого инди-кино ("Пожары") или полноценного фестивального артхауса ("Враг"), так и в плане философского кино, рассчитанного на массовую аудиторию ("Пленницы", второй "Бегущий по лезвию" и "Прибытие"), или вообще в сфере настоящего дорогого попкорнового блокбастера (та же "Дюна", вторая часть которой выйдет к концу этого года). Все проекты Вильнёва являются шедеврами как в сценарном, так и в визуальном плане: каждый кадр из "Пожаров", "Убийцы" и любого другого фильма режиссёра можно отдельно вырезать и вешать в рамочку, настолько там прекрасно поставлен каждый кадр. А сам Дени, в свою очередь, сейчас является чуть ли не самым перспективным режиссёром в мета-модернистском Голливуде, а его имя через определённое время спокойно может стать нарицательным
2. Дэмьен Шазелл
Фильмы: "Одержимость", "Ла-Ла Ленд", "Человек на Луне", "Вавилон"
Шазелл - один из молодых процветающих голливудских талантов на сегодняшний день, каждая работа которого - это некий маленький шедевр, созданный для определённого, даже узкого, круга почётных синефилов. Дэмьен ещё ни разу за свою карьеру не снял проходное или не впечатляющее кино, каждый его проект работает в особенном жанре и разговаривает со зрителем на определённую важную философскую тему: в "Одержимости" была, собственно, сама одержимость в виде погони за успехом, в "Ла-Ла Ленде" - история невозможной любви, в "Человеке на Луне" - рассказ про внутренние конфликты человека, ставшего для мира героем и кумиром, а "Вавилон" и вовсе был создан от синефилов для синефилов и подробно показал как все прелести, так и недостатки Голливуда. Пока что неизвестно, каким будет следующий проект в карьере Шазелла, но одно ясно точно: мужик не подведёт
3. Мартин МакДона
Фильмы: "Залечь на дно в Брюгге", "Семь психопатов", "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", "Банши Инишерина"
Ирландский режиссёр, снимающий в основе своей кино для "Оскара" (то бишь для очень узкого круга зрителей), работы которого через определённое время точно станут культовыми. Каждый фильм МакДоны - это простая и приземлённая трагикомедия, каждая - в своём неповторимом и антуражном сеттинге, каждая - со своей оригинальной философией, каждая - с разным подходом к сценарию. "В Брюгге" был больше лайтовой и весёлой комедией, которая отлично развлекала, но тем не менее не уходила от глубоких социальных тем, "Семь психопатов" - некой данью уважения старым работам Гая Ричи, со всем присущим его нарративом, "Три билборда" - уже философской драмой, которая, тем не менее, не боялась уходить в массовый юмор, а "Банши Инишерина" - это настоящий магнум опус в карьере МакДоны, выше которого прыгнуть, кажется, уже невозможно. Во всех этих проектах присутствует свой определённый колорит и своя определённая душа, и вот увидите: через пару-тройку лет режиссёр обязательно возьмёт "Оскар" за новую работу
4. Эдгар Райт
Фильмы: "Зомби по имени Шон", "Типа крутые легавые", "Скотт Пилигрим против всех", "Армагеддец", "Малыш на драйве", "Прошлой ночью в Сохо"
Эдгар Райт - безусловно, массовый режиссёр, снимающий кино для массового зрителя, но чем это плохо? Каждый новый проект Райта - это настоящее визуальное пиршество, в котором идеален каждый технический аспект: операторская работа, игры с камерой, цветокор, палитра, неон, иногда даже настоящий комиксный стиль. А ещё все фильмы Райта (разве что кроме "Сохо" - и то его уже успели обругать многие критики и зрители, поэтому следующий проект режиссёра, скорее всего, вернётся к истокам) - это, банально, лёгкие и весёлые зрелища, которые не требуют от себя каких-то размышлений на определённые темы. "Шон" здорово иронизировал над всеми зомби-хоррорами, "Легавые" - стебали полицейские боевики, "Скотт Пилигрим" и вовсе отдавал дань уважения всей комиксной культуре, по итогу чего вышел чуть ли не шедевр в плане визуально массового кино, "Армагеддец" выстёбывал фильмы-катастрофы, а "Малыш на драйве" был отличной и расслабляющей хулиганской комедией про ограбления. Для чего зрители, в основном, смотрят фильмы? В первую очередь - для эмоций. И фильмы Райта смогут подарить вам эти самые эмоции
5. Мэттью Вон
Фильмы: "Звёздная пыль", "Пипец", "Люди Икс: Первый класс", "Kingsman: Секретная служба", "Kingsman: Золотое кольцо", "King`s Man: Начало"
Ещё один современный голливудский режиссёр, работающий в сфере направления массового кино. Ну и чем это плохо? Опять таки, каждая работа британского постановщика - это своеобразная комедия, отдушина, на которой можно легко расслабиться и получить удовольствие от просмотра (разве что кроме "Звёздной пыли", и то та была первой большой пробой пера для Вона, и даже там уже нащупывался его фирменный авторский стиль). "Пипец" и дилогия "Kingsman" же - комедии с большой буквы, которые хороши не только своим юмором, но и нестандартным подходом к сценарию, а также обалденным визуалом (сцена драки в церкви из "Секретной службы" всё ещё является одной из лучших экшен-сцен, когда-либо созданных в сфере киноиндустрии). Да, сильно подкачал приквел "Kingsman", "Начало", однако в будущем Мэттью Вон планирует исправить своё положение, сняв полноценный триквел франшизы, который должен завершить эту историю, и отдельный боевик "Аргайл" с потрясающим актёрским составом, в виде Генри Кавилла, Брайс Даллас Ховард, Сэма Л. Джексона, Брайана Крэнстона, Джона Сины, Роба Делани, Сэма Рокуэлла и Кэтрин О`Хары
6. Дэвид Литч
Фильмы: "Джон Уик", "Взрывная блондинка", "Дэдпул 2", "Форсаж: Хоббс и Шоу", "Быстрее пули"
Литч - настоящий современный король качественных боевиков, каждая лента которого может и не славится хорошим и прописанным сценарием, но зато она славится потрясающим экшеном, прекрасным визуалом и шедевральной постановкой и композицией. Даже в пресловутом "Хоббсе и Шоу" Литч создал чуть ли не лучшую постановку экшена за последние несколько лет во всей франшизе (по сравнению с которым восьмая, девятая и десятая части просто тонут в луже собственного недоразумения). Сиквел "Дэдпула" же режиссёр и вовсе вывел на новый уровень, превратив его чуть ли не в полноценный, брутальный, угарный и масштабный блокбастер, коим не являлась первая часть. Первый "Джон Уик" и "Блондинка" и вовсе были дешёвенькими боевиками с низкими бюджетами: даже их Литч смог превратить в визуальное пиршество, где каждый кадр можно вырезать и вешать в отдельную рамочку. Ну а апогеем и своеобразным магнум опусом режиссёра стал боевик "Быстрее пули", где Дэвид преисполнился по-максимуму, представив зрителю ураганный коктейль из драйва, безумия, угара, неона и шикарной постановки. С нетерпением ждём следующую работу Литча, "The Fall Guy", где главные роли сыграют Райан Гослинг и Аарон Тейлор-Джонсон!
7. Джозеф Косински
Фильмы: "Трон: Наследие", "Обливион", "Дело храбрых", "Топ Ган: Мэверик", "Спайдерхед"
Ещё один гений в плане создания массового, но от того не менее красивого и завораживающего, массового кино. Начав карьеру кинорежиссёра с продолжения "Трона", где Косински вывел постановку, экшен и визуальную часть на новый, высочайший, уровень после первой части из 1980-х от Disney, Джозеф буквально преисполнился созданием технически шедевральных блокбастеров, сняв через три года "Обливион" с Томом Крузом в главной роли: да, зрители и по сей день разделены на два лагеря в обсуждении этой кинокартины, однако с чем обе стороны точно согласны - так в это в том, что визуал "Обливиона" был выполнен на десять баллов. После этой ленты вышло "Дело храбрых" - кино с максимальным авторским почерком, однако и оно не спешило уходить в сторону инди-фильма или, упаси, какого-нибудь артхауса, оставаясь массовой лентой для широкого круга зрителей. Ну а апогеем работ Косински стал второй "Топ Ган" - буквально настоящая современная классика кино, которая через несколько десятилетий определённо станет культовой вещью в американском кинематографе. Да, после "Мэверика" вышел "Спайдерхед" с Крисом Хемсвортом, однако он был больше "заказухой" от Netflix за несколько сотен миллионов долларов, а не авторской работой Джозефа Косински. Так что с нетерпением ждём его следующие работы!
8. Джордан Пил
Фильмы: "Прочь", "Мы", "Нет"
Настоящий идол для всего темнокожего американского населения, который доказал, что и про афроамериканцев можно снимать стоящее качественное кино, если уделять сценарию и визуалу должное внимание. "Прочь" в 2017 году так и вовсе смог шокировать даже предвзятую консервативную академию "Оскар", совместив чёрную комедию с притчей про притеснение и дискриминацию неугодных обществу и настоящий замкнутый и нагнетающий триллер с должным уровнем саспенса. После этой работы Джордан Пил преисполнился и пошёл "клепать" свои следующие работы: да, все из них вышли хуже, нежели дебют, однако и в "Мы", и в "Нет" помимо сильного красочного визуала и отличной технической части наблюдалась сильная философия: где обсуждалась либо проблема с беженцами или народами из стран "третьего мира", либо погоня за хайпом, которая может привести к трагедии. И если консервативный СНГ-зритель закроет глаза на то, что главные роли играют темнокожие (ведь фильм от этого становится в разы хуже, именно так), то за призмой "повесточки" (выдуманного термина, придуманного как раз недовольными и ущемившимися) он увидит философские рассказы о той или иной социально-общественной проблеме, каждая из которых работает в своём определённом жанре
9. Роберт Эггерс
Фильмы: "Ведьма", "Маяк", "Варяг"
Ещё один визуальный гений современного Голливуда, который переключился с создания артхауса на философское массовое масштабное кино. Дебют Эггерса, "Ведьма" с Аней Тейлор-Джой, был достаточно не стандартным хоррором, где финальный твист и вовсе разбил все клише и шаблоны этих самых хорроров: никакой мистики в истории изначально не творилось. "Маяк", второй фильм Роберта, - это настоящий артхаус с большой буквы, где весь талант мужика, как постановщика, был оправдан на сто один процент: прекрасная техническая часть, отсылающая к ужастикам даже не старой, а классической школы ужастиков 1930-1940-х годов, вроде "Кабинета доктора Калигари", вкупе с символичным сценарием, который каждый зритель может трактовать по-своему. Магнум опусом Эггерса же стал "Варяг" - некий "Гладиатор" для современного зрителя, который стопроцентно станет культовой работой через десятилетия, несмотря на огромный кассовый провал в кинотеатрах. Эггерс - один из немногих гениев, который сегодня совмещает массовые и авторские приёмы в создании собственных проектов. И это прекрасно
10. Йоргос Лантимос
Фильмы: "Лобстер", "Убийство священного оленя", "Фаворитка"
Ну а закончим сегодняшний рейтинг пожалуй самым нестандартным и авторским режиссёром из всех, представленных в статье, - Йоргосом Лантимосом. Греческий режиссёр на сегодняшний день является одним из главных мастодонтов в сфере киноиндустрии в плане создания авторского кино. Да, вы можете считать того же "Лобстера" с Колином Фарреллом бредом сумасшедшего, но идея, заложенная в сценарий, выбьет любого зрителя из колеи, если он хотя бы немного о ней задумается. "Священный олень" - это буквально помноженный на два "Лобстер", сценарий которого также можно трактовать по-разному. А вот "Фаворитка" - историческая костюмная драма с большой буквы, историю которой Лантимос наполнил своим привычным символизмом, на этот раз более понятным для массового зрителя. В этом году на широких экранах выйдет новая работа режиссёра, фантастическая драма "Бедные-несчастные" с Эммой Стоун, Марком Руффало и Уиллемом Дефо в главных ролях, и эта работа обещает стать очередным "взрывом мозга" от греческого гения. Можете называть Йоргоса Лантимоса неким современным Ларсом фоном Триером, только снимающим для более массовой аудитории