Найти тему
38,9K подписчиков

«Сошедшие с небес» - история двоих из двадцати миллионов и один из самых трогательных и пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне

34K прочитали

Я не могу смотреть без слез «В бой идут одни старики», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Военно-полевой роман». Последний фильм Натальи Трощенко из этого же списка. Очистительные слёзы, такие важные для каждого человека.

🎬Сошедшие с небес (1986)

Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко
Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко

«Двое из двадцати миллионов» - повесть Алексея Каплера, именно её экранизировала Трощенко.

Позволю себе небольшое отступление и интересные факты о Каплере:

  • Алексей Яковлевич сценарист таких всем известных и любимых фильмов, как «За витриной универмага», «Полосатый рейс», «Синяя птица» и «Человек-амфибия».
  • В конце 1942 года у Каплера завязался роман с совсем юной Светланой Аллилуевой (разница в возрасте была двадцать два года), за что позже был арестован и выслан на пять лет в Воркуту за «связи с иностранцами и шпионаж в пользу Англии».
  • Первой и второй женами писателя и кинодраматурга были актрисы, а третьей - поэтесса Юлия Друнина. Они познакомились в 1954 году, но целых шесть лет пытались хранить верность своим семьям. Каплер и Друнина похоронены рядом.
Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко
Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко

«Двое из двадцати миллионов» стали «Сошедшими с небес». История, с которой знакомы большинство советских зрителей. Я не смотрю телевизор, поэтому не знаю, показывают ли фильм сейчас. На моей памяти раньше к дню Победы часто мелькали фильмы, перечисленные мной в начале. А «Сошедшие с небес» я видела лишь однажды, случайно. Я рыдала. Позже неоднократно пересматривала, уже благодаря интернету, конечно.

Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко
Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко

Чем для меня хорош этот фильм?

Никакой войны, по сути, здесь уже нет. Поэтому вернее будет сказать, что это не военное кино, а послевоенное. В начале нам показана каменоломня, окруженная немцами. Возле каменоломни колодец. В каменоломне – советские солдаты, погибающие не только от ранений, но и от жажды. Выйти за водой – значит погибнуть под пулями. Не выйти – умереть в бреду, под пытки граммофонной музыки и звуков водопада.

В этом темном подземелье, как луч света, неожиданная, такая несвоевременная и поздняя любовь. Санитарка Маша (Вера Глаголева) и Сергей (Александр Абдулов). Но разве можно удержать счастье? Их деликатное, трогательное обращение шёпотом друг к другу, их взгляды, наполненные нежностью и теплотой – до мурашек.

Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко
Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко

Маша решается на отчаянный шаг и идет за водой для любимого человека, Сергей, волоча раненую ногу, ковыляет за Машей, чтобы прикрыть её. Но что это - немцы дают им шанс? Они потешаются над этой забавной, едва живой парочкой, смеются, позволяют набрать воды и снисходительно разрешают просуществовать еще немножко.

Уникальность фильма в том, что зрителю показано отношение к героям войны после окончания этой самой войны. Совсем иные будни ожидают Машу и Сергея. Мирное время встречает их в штыки.

Ощущение, что боевой лётчик Сергей должен постоянно что-то доказывать. Свой подвиг, потому что государству он не нужен. Его былые заслуги никому не нужны. Его умения и опыт тоже. Он разгружает мясные туши, получая получку вместе с куском печени, с трудом устраивается водителем автобуса и лишь в конце фильма ему предлагают место начальника аэроклуба. Он снова будет летать. Маша трудится врачом в больнице, денег не хватает, приходится брать полставки то там, то там. Маше проще. Она женщина. Женщина гибко подстраивается под вынужденные условия и обстоятельства и смиренно терпит. Маша спокойна. Мужчине остается принять эту стойкую женскую опору и сжав в кулак волю и собственную гордость, что-то менять в мировосприятии.

Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко
Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко

Правда в том, что тем, кто выжил в мясорубке войны, зачастую приходилось горько жить после.

Они вынуждены выслушивать, как плохо жилось начальникам-тыловикам, и как хорошо было на фронте. Как мы помним, «Все для фронта, все для победы». Не война, а курорт с пятиразовым питанием, тихим часом по расписанию и минеральными водами. Водами. Время от времени Машу и Сергея накрывают воспоминания о минутах, которые превратились для них в года, у того самого колодца смерти.

«Ты нам, с*кин сын, позавидовал, что нас в армии кормили и одевали? А то, что нас в армии убивали, ты забыл?»

Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко
Кадр из фильма «Сошедшие с небес», 1986 год, режиссер Наталья Трощенко

Но Маша и Сергей счастливы. Они вместе, у них сын Вовка, смешной пацан, озорник и затейник. Соседка помогла достать кровать (про соседку отдельная сюжетная линия, тоже очень болезненная).

Уникальность еще и в том, что эта история – иллюзорный абсолют. То, чего не было и не могло быть. Потому что реальность страшнее в сотни тысяч раз. Каждый раз осознание этого под романс «Ах, эти чёрные глаза» разрывает сердце на двадцать миллионов осколков. Два из которых просто хотели набрать воды.

Ели вам нравится этот фильм, давайте обсудим. Если не нравится, то расскажите, почему?