Найти тему
Живое слово

Истинно православный епископ

В 1923 году приходской совет при Успенском кафедральном соборе города Астрахани направил патриарху Тихону прошение, в котором
подробно описал положение православных в епархии и просил возглавить Астраханскую кафедру истинно православным епископом. Патриарх Тихон назначил архиепископа Фаддея (Успенского).

"В конце ноября к архиепископу выехали из Астрахани посланцы: ключарь Успенского собора протоиерей Димитрий Стефановский и настоятель Воздвиженской церкви протоиерей Василий Смирнов.

«Приехали в Волоколамск поздно вечером, отыскали дом, где жил владыка. Это была большая рубленая крестьянская изба на окраине города, — вспоминал отец Димитрий. — Внутри дом имел три перегородки, за одной из перегородок жил владыка. В комнате стояла железная кровать, у окна — стол. Единственный стул предназначался владыке, а для гостей принесли две табуретки. Владыка принял нас не то что любезно, а как-то по-монашески кротко. Говорил он тихо и мало. Мы рассказали ему о положении епархиальных дел, о трудностях, переживаемых епархией, об обновленцах. Нас поразила общая скудость обстановки и его бедная одежда, но зато привели в восторг аскетическая внешность, застенчивость и какая-то детская робость. Когда в конце беседы мы положили перед ним пакет с деньгами на предстоящие расходы по поездке в Астрахань, владыка густо покраснел, смутился и, отодвигая от себя пакет, сказал: „Что вы, что вы, зачем же деньги, нет, нет, не надо, я приеду, приеду“.

Нам стало неловко, как будто мы сделали что-то очень непристойное или обидное».

После чая, поданного келейником архиепископа, священники собрались уходить. При прощании владыка сказал, чтобы они ехали домой одни, его не дожидались, и подчеркнул, чтобы о его приезде не оповещали и не устраивали каких-либо встреч или церемоний. «Вышли мы от него, — рассказывал почтенный ключарь, — и кое-как уговорили келейника взять пакет с деньгами, он долго отказывался и, наконец, взял»

20 декабря архиепископ выехал в Астрахань. Одет он был в старенькую порыжевшую рясу, с небольшим потрепанным саквояжем в руках и узелком, где лежали зеленая жестяная кружка и съестной припас, к которому он в течение всей дороги не притронулся. Всю дорогу архиепископ Фаддей или читал, поднимая по близорукости книгу к глазам, или молился, или дремал. Попутчиком его оказался астраханец Аркадий Ильич Кузнецов. При подъезде к Астрахани все явственно услышали колокольный звон. И лишь только поезд остановился, как купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством. Священники подходили к нему под благословение, искали глазами багаж и с удивлением обнаруживали, что никакого багажа у архиепископа не было.

-2

Архиепископ Фаддей смутился от излишней, по его мнению, торжественности встречи, а выйдя на перрон, смутился еще больше, увидев встречающих, а чуть позже — на вокзальной площади — множество людей. Перед зданием вокзала архиепископа ожидала пролетка, но она не смогла проехать через толпу, и он в окружении людей пошел пешком. Расстояние до Воздвиженской церкви, где архиепископ предполагал служить, было небольшим, но потребовалось около двух часов, чтобы до нее дойти. Моросил мелкий холодный дождь, было грязно, но это его нисколько не смущало. Около одиннадцати часов утра архиепископ вошел в храм, и началась литургия".

Из книги: Архимандрит Дамаскин (Орловский). "Хвала Богу и жертва живая..." Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. М., 2022.

С 24 по 26 июля съемочная группа проекта "Живое слово" работала над фильмом о священномученике Фаддее (Успенском) в Астрахани. Проект по созданию документального фильма о священномученике Фаддее (Успенском) реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив фондкультурныхинициатив.рф