Так и хочется сказать: Сходненская улица в Тушино - место контрастов! Стою в начале улицы, выйдя из трамвая, понимаю, что место родное, но... какое-то чужое что ли. Милое тихое начало улицы с послевоенным заборчиком, которое осталось в моей памяти, как-то не сочетается с большими многоэтажными домами...
Ну да ладно. Это эмоции. История этих мест гораздо интереснее.
Сходненское шоссе - именно так называлась улица в подмосковном Тушино - шло своеобразным дублёром улицы Свободы по территории одного из военных заводов, начинаясь от железной дороги и уходя к Деривационному каналу. Далее - по Западному мосту оно выскакивало в жилую зону посёлка Новый, который образовался после пожара осенью 1932 года в старых бараках рядом со станцией ЖД Тушино и авиационным заводом. Погорельцев тогда расселили кого-куда временно, а потом стали отстраивать Новый посёлок. Изначально Новый посёлок - это тоже бараки, в которых не было удобств, которые отапливались углём и дровами, в которые заселялись в основном семейные люди, работающие на расположенных рядом "Почтовых ящиках". Только после войны было принято решение о застройке. Бараки на Новопоселковой улице просуществовали до конца 1950 -х, а вот бараки вдоль по Лодочной и началу Сходненского шоссе было решено снести в 1947 году. Над проектами новых жилых домов в 1946—1947 годах работали ведущие советские архитекторы, такие как Дмитрий Чечулин, а Комитет по делам архитектуры отобрал и рекомендовал к строительству в городах СССР более двухсот типовых проектов малоэтажных жилых и гражданских зданий. По мнению специалистов, архитектура жилого дома должна быть достаточно простой, в меру лиричной и живописной, подчинённой законам ансамбля. Отделка фасадов носила отпечаток ренессанса или русского классицизма, а возле каждого подъезда предполагался садовый участок.
В 1949 году на Сходненском шоссе появился первый двухэтажный "немецкий домик". Ещё несколько таких же - по тому же индивидуальному проекту были построены к 1952 г.
Наверное это самая известная фотография Сходненской улицы, которая разошлась по сайтам и личным страницам. Существует архитектурная легенда, что эту часть Тушина решил облагородить каменными малоэтажными домами Василий Сталин, генерал авиации, который курировал Тушинский и Захарковский аэродромы. Вот уж не знаю, верно это или только слухи, но в эти дома, которые строили пленные немцы первоначально селили семейных курсантов Академии им. Жуковского. Вот что вспоминала одна из старожилов Тушина: "Моя тетя вышла замуж за учащегося Академии в 1949 году, и жили они там с семьей лет шесть. В доме проживало 3-4 семьи. Удобств особых не было, топили углем какую-то печурку на первом этаже"( https://pastvu.com/p/8558)
Позже в эти дома переселяли рабочих с ТМЗ. А потом провели трамвайные пути.
Строительство велось поквартально, создавая новый облик микрорайонов Тушина. Несмотря на похожесть немецких домиков они были чуть-чуть разными, не современной попугайской расцветкой ( их красили в классический желто-белый цвет), а архитектурными деталями. Спасибо "Тушинскому хомяку" почти все домики были сфотографированы и сегодня у нас есть возможность эти фотографии посмотреть. (Ещё раз оговорюсь, что рассказ только о домиках-двухэтажках на чётной стороне улицы!) Если не указано иное - использованы фото пользователя lessya в статье "Все двухэтажки по Сходненской улице" от 04 апреля 2006 ( редакция: 14 декабря 2018 )
дом №4 - снесён
дом №6
дом №8 - обезображен, но жив
дом №10 - превращён в гостинницу
дом №12 - снесён
дома 14 и 16 были близнецами - снесены. На фото дом 16
На первом и последнем фото есть то, чего мне не хватает на чётной стороне улицы - забор с белыми каменными столбами. Он сохранился в других местах Сходненской, а здесь - не вписался в стиль новостроек и сегодня его нет. А жаль...
Ещё одно здание, которое очень хорошо помнят старожилы - двухэтажный магазин, здание которого успели сфотографировать буквально в последний момент.
В него мы с мамой ходили раза три-четыре. Не знаю почему. Может был далеко от нас? Мы уже жили тогда на Планерной 12.
Ну и снесённые дома 26, 28 и 30, из которых близнецами были 26 и 30.
дом 28, а внизу №30
Домики стояли до ЖД путей, которые вели на завод. Последним жилым зданием здесь ( до пересечения с улицей Фабрициуса) был большой дом с промтоварным магазином на первом этаже. Он сегодня тоже слава Богу жив, хотя о его судьбе, насколько вспоминается, тоже шли ожесточённые споры. Всё, что мы потеряли на Сходненской , было снесено начиная с 2006 года.
Смотрю на план реновации 11 микрорайона Южного Тушина, и с облегчением понимаю - всё, что осталось - останется. Во всяком случае это нам обещают.
Ну, а если честно, я прекрасно понимаю, что проекты сноса подобных застроек всё равно будут продавливаться инвесторами. Единственное на что согласны сегодня московские власти, что, несмотря на все внутренние неудобства старых послевоенных домов, они являются памятниками послевоенной архитектуры . У нас мы "немецкие домики-двухэтажки" сохранить не успели. К сожалению. Дальше - посмотрим.
Ну а про остальные - сталинские - дома на Сходненской улице, наверное, в следующий раз.