Найти тему
Tochka.by

Шесть проектов будущего доведут Беларусь до "технологического суверенитета"

Оглавление

Инновации "основываются на новейших научных достижениях, результатах, полученных при выполнении госпрограмм научных исследований".

   Фото: ImageFlow / Shutterstock.com
Фото: ImageFlow / Shutterstock.com

Ни деревообработки, ни цементных заводов, ни даже мраморной говядины: в ГКНТ рассказали о мерах по достижению "технологического суверенитета" в Беларуси.

Один из ведущих российских экспертов в нефтегазовой сфере Михаил Крутихин называет импортозамещение (в российском варианте от чиновников высшего звена звучат слова про "технологический суверенитет") "консервацией отсталости". В Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь поведали о конкретных предприятиях промышленности и не только, которые должны способствовать развитию экономики страны.

Там рассказали о прорывных суперпроектах, которые этот самый суверенитет обеспечат. Чиновника процитировала БелТА.

В шестерке – без самолетов

В рамках промышленной выставки ИННОПРОМ-2023, прошедшей в Екатеринбурге, на полях которой глава белорусского правительства Роман Головченко сделал довольно сенсационное заявление, с весьма громким докладом выступила заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Татьяна Столярова. Она рассказала о "шести проектах будущего", которые позволят достигнуть "технологической независимости". О заводе по производству самолетов упомянуто не было.

Она напомнила, что в стране реализуется госпрограмма инновационного развития Беларуси на 2021-2025 годы, которую 15 сентября 2021 года утвердил Александр Лукашенко. Согласно ей, к 2025 году будет "создано и модернизировано" 12 тыс. рабочих мест, а доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта вырастет до 35,6%.

Дармовые деньги на местные суперинновации

По словам Татьяны Столяровой, сейчас (в рамках этой программы) реализуется 82 инновационных проекта по созданию в различных регионах страны новых высокотехнологичных производств. Из них 36 (44%) основаны на технологиях V и VI технологических укладов.

"На разработку отечественных технологий V и VI укладов средства республиканского централизованного инновационного фонда выделяются на безвозвратной основе. Проекты V и VI уровня технологических укладов, основанные на зарубежных технологиях, финансируются из средств Белорусского инновационного фонда на льготных условиях, а все иные – на возвратной основе", – рассказала она.

Привела чиновница и статистику: в 2022 году введены в эксплуатацию пять проектов, еще 10 производств выведены на проектную мощность, создано и модернизировано более тысячи рабочих мест. Объем произведенной продукции превысил Br3 млрд.

Шесть проектов будущего для "технологического суверенитета"

Представительница ГКНТ рассказала, что утверждены шесть приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности. Основные ресурсы республиканского бюджета в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности сосредоточены именно на научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, относящихся к данным приоритетам.

Также Татьяна Столярова поведала, что разрабатываемые в рамках государственных научно-технических программ инновации "основываются на новейших научных достижениях, результатах, полученных при выполнении госпрограмм научных исследований, и к началу освоения в производстве соответствуют лучшим мировым аналогам или превышают их. Расширяют экспортные возможности производителей вновь освоенной продукции, созданной на основе разработанных инноваций".

Чиновница привела конкретный пример: созданный в Беларуси самосвал БЕЛАЗ грузоподъемностью 450 т занесен в книгу рекордов Гиннесса как самый большой двухосный автомобиль на планете.

Столярова назвала и конкретные "комплексные проекты будущего", которые должны стать точками роста экономики, поскольку "предусматривают организацию уникальных производств с высоким экономическим потенциалом, создание и развитие новых научных и инженерных школ в области высоких технологий, повышение качества жизни населения". Сейчас реализуется шесть таких проектов.

Первый – национальный электротранспорт, в рамках которого предусматривается создание нового сектора машиностроительной отрасли, – электромобилестроения. Второй – биотехнологии в агропромышленном комплексе, третий – точное земледелие.

Согласно четвертому в Беларуси, где острая нехватка врачей, появится инновационное здравоохранение и будет создан центр гибридной кардиохирургии, блок трансплантации костного мозга и стволовых клеток, биофармацевтическое производство лекарственных средств на основе рекомбинантных технологий и фракционирования плазмы крови, а также в медицинские учреждения станут внедряться современные технологии электронного здравоохранения.

Пятый проект – биотехнологии для фармацевтики.

"Данным проектом предусматривается создание в НАН Беларуси производства лекарственных средств для лечения вирусных заболеваний, сердечно-сосудистых и других заболеваний, противоопухолевых лекарственных средств на основе моноклональных антител, а также пробиотиков и биорегуляторов для контроля патогенных микроорганизмов (в том числе дезинфекции) и восстановления микробиоценозов", – рассказала Татьяна Столярова.

Шестой проект – умные города Беларуси. Представитель ГКНТ привела оценку, по которой реализация комплексных проектов позволит создать более 20 новых производств и более 2 тыс. новых (модернизированных) рабочих мест.

Где белорусский электрокар?

О перспективах всех прорывных идей не беремся судить, но отметим, что в августе 2017-го (почти шесть лет назад) белорусские власти, ранее заявлявшие о ведущейся разработке отечественного электромобиля, представили публике это чудо инженерно-конструкторской мысли.

Оказалось, что годовая плодотворная работа в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси, которые возглавляли Сергей Поддубко и Владимир Гусаков соответственно, явилась по большей части банальной установкой аккумулятора (из РФ) в серийный Geely, – седан SC7. Причем не слишком удачной.

Посему после той презентации разговоры о выпуске "белорусского электромобиля" плавно перетекли в речи об изготовлении электрокара Geely. Белорусско-китайского.

Но и этого до сих пор добиться не удалось – машины привозят из Китая, даже до отверточной или крупноузловой сборки дело не дошло.

При этом продажи Geometry исчисляются десятками, посему практически весь электрический автопарк, за десять лет выросший в десятки тысяч раз, это не новенькие Geely. А "бэушные" электрокары из США и Евросоюза.

Которые в принципе легко разобрать и посмотреть – как это (давно не чудо инженерной/технической мысли) устроено.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber