Не хочется, а надо, не хочется на работу, а надо, не хочется учиться, а надо, надо, надо: - вот такие слова я слышал от одной девочки по телевизору лет 45 тому назад, ещё в советское время. И запечатлилось в моей памяти.
А здесь, чтобы идти по духовной лестнице, нужны правила, молитвы бесконечные, пост бдения.
Как это достало, и не хочется делать ничего!!! Отойти от всех правил, быть свободным, независимым от всяких обязалок. Что я должен что-то делать и постоянно кому-то должен, что-то делать, чтобы поддерживать себя и свою форму.
Ну пишет Игнатий Брянчанинов, что нужно ночное бдение, и спать надо очень мало. Надо молиться по ночам. Согласен, потому что человек засыпая, перестаёт контролировать себя. Демоны во сне навивают суетное, и Бога вообще забываем, что Он есть. Даже во время сна ни одной мысли нет о духовном. Но как только просыпаюсь, то вспоминаю о Боге, и Он приходит. Но почему во время сна Он отсутствует? Даже грамма не чувствуешь Его присутствие. И это подтверждает слова Христа, чтобы мы бодрствовали, молились. И святые люди ограничивали сон до минимума, даже спали сидя, или на жёсткой кровати. Чтобы тело не разнеживалось, и меньше было влияние со стороны злых духов во время сна. Ибо они через сон разленяют душу, внушают неверие, безнадёжие, всякие страсти, прикасаться к телу, ублажают чувства, непроизвольно вступают против нашего желания в интимные отношения с нами, и даже приходят содомские и гоморрские духи желают совокупиться с душою. В общем ужас. Бог как бы в стороне и наблюдает за душою. А потом апатия, нежелание духовного. Да так, что вообще ничего не хочется делать. Значит Бог работает в основном через бодрствование, человек совершенствуется в бодрственном состоянии. Хотя во время сна организм отдыхает, набирается сил, успокаивается и т.д. Всё это ясно и слова Христа верны, но человек так немощен, так слаб, что исполнить всё это очень тяжело, и нужно колоссальное усилие, чтобы идти по духовной лестнице вперёд.
А вот здесь на помощь приходит Господь. Он знает нашу слабость, знает нашу немощь, и не накладывает бремена неудобоносимые. Через покаяние Бог даёт Свою силу, очищает, успокаивает. Душа видит свою немощь нищету духовную. Видит, как духи зла имеют душу как им заблагорассудится. И затем сетует на свою греховность, немощь. Не может справиться с этими духами зла, плачет. И действительны слова Христа: блаженны нищие духом. То есть такая душа видит свою погибель, не в состоянии справиться с этими страстями, с духами злыми поднебесными, и видит свою немощь. И сказано так же: сила Моя в немощи совершается. Возможно таков порядок духовной жизни. Дьявол оскверняет душу, а Господь спасает, очищает, успокаивает, как мать дитя, и наставляет, учит, даёт Свою силу и т.д. И этим душа привязывается к Богу. И о вуаля, моя душа поёт в бодртсвовании.
Обязанности гонят человека делать то, или другое. Например, люди должны ходить на кладбище, поминать усопших, подавать записки, молиться за них. А некоторые упиваются на могилах, похоронах так, что нуждаются в помощи других. Так они поминают усопших. Вот эти обязанности, что надо, надо, надо. А не пошли они все лесом?! Даже Господь сказал одному из апостолов, который хотел похоронить родителя своего: "пусть мёртвые погребают своих мертвецов." Кого Христос назвал мёртвых? Возможно это люди мёртвые духовно, обременённые суетой и мирскими делами. А возможно мертвецы, которые умерли. Ну умер человек и что?
Какая разница, какой памятник будет, красота на могилке. Некоторые делают склепы, и всякие вещи туда кладут: деньги, драгоценности, ставят дорогостоящие памятники. И это традиция укоренилась в обязанность, что должен стоять хороший памятник. А не пошли ли все лесом?!
Вот Нил Сорский вообще желал умереть в лесу, быть растерзанным зверями, и никаких памятников, почитаний не желал, и даже не желал быть похороненным на кладбище. Однако он стал Богоугодным.
Приглашают на свадьбу, нужно нести подарок, поздравлять, пожелать молодым много денег, счастья, здоровья. Это входит в обязанность. А не пошли они все лесом?! Я никому, ничем не обязан. Я хочу работать для Господа и служить Ему. Мне это нравится, мои чувства успокаиваются и душа упивается блаженством.
Так же и хождение в церковь, причащение, исповедование грехов, копанием в душе чужим дядей, который сам во грехах, обязанность в молитве и т.д. (Я не против этого). А не пошли все это лесом?! Достали.
Игнатий Брянчанинов пишет одной из прихожанок, чтобы никуда не выходила, даже в церковь. Была в уединении, и молилась Богу. Потому что, враг рода человеческого входит в человека через беседы с окружающими, разговоры не только о суетном, но даже о духовном.
Согласен с ним. А не пошли все лесом?! Я никому ни чем не обязан. Обязанность и должником кому-то нас делает дьявол. Вот почему человеку ненавистно слово раб. Ибо раба всегда принуждают к тому, что он не хочет делать. А не пошёл ли этот демон лесом?!
Вот в этом и состоит духовная свобода. Я свободен, и никому, ничего не должен. Пусть все идут лесом. Я работаю для Господа, мне это нравится, и желаю быть с Ним. Я Его раб, и мне нравится быть рабом Его. И это рабство делает меня сыном Божьим. Ибо я желаю так и меня никто не принуждает, как это делает дьявол, принуждая меня делать против моей воли. Я жду встречи с Господом, и для меня это счастье.
А остальное, пусть идёт всё лесом, и слово "надо" для меня постепенно утрачивает свою силу.